Четверг, 02.05.2024, 10:25
Ш  К  О  Л  А     П  И  Ф  А  Г  О  Р  А
      Предмет математики настолько серьезен, что нужно
не упускать случая, сделать его немного занимательным".
                                                                              Блез Паскаль
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
ПАМЯТКИ ПО МАТЕМАТИКЕ   ВЕЛИКИЕ МАТЕМАТИКИ   ТЕОРИЯ ЧИСЕЛ   МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА
УРОКИ МАТЕМАТИКИ В ШКОЛЕ
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КЛАДОВАЯ
В МИРЕ ЗАДАЧ
ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ
МАТЕМАТИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ВАРИ, КОТЕЛОК!
УДИВИТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
В МИРЕ ИНТЕРЕСНОГО
Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ [183]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ [81]
ЗАДАЧИ НА ВЫРОСТ [141]
НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ МАТЕМАТИКИ [26]
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ [37]
ИНФОРМАТИКА В ИГРАХ И ЗАДАЧАХ ДЛЯ ПЯТИКЛАССНИКОВ [120]
УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ [5]
МАТЕМАТИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ [28]
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ИНФОРМАТИКИ [81]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ [25]
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ [10]
МУЛЬТИМЕДИА И ВИРТУАЛЬНЫЕ МИРЫ [20]
ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ [24]
ТЕОРИЯ ЧИСЕЛ [36]
СФЕРЛАНДИЯ [32]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ИНФОРМАТИКЕ [10]
В МИРЕ ЗАДАЧ [182]
УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ В МИР МАТЕМАТИКИ [30]
МАТЕМАТИКА В 10 КЛАССЕ [34]
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ [155]
МЕТОДИЧЕСКИЕ НАРАБОТКИ [82]
ПРЕПОДАЕМ АЛГЕБРУ И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА [143]
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ К УРОКАМ [27]
МИР МАТЕМАТИКИ [778]
ОНЛАЙН-УЧЕБНИК ИНФОРМАТИКИ. 6 КЛАСС [36]
ПОДГОТОВКА К ГИА [11]
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО АЛГЕБРЕ. 10 КЛАСС [45]
ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО ИНФОРМАТИКЕ [26]
МАТЕМАТИКА В 5 КЛАССЕ [43]
МАТЕМАТИКА. 7 КЛАСС [69]
АЛГЕБРА. 8 КЛАСС [25]
МАТЕМАТИКА. 9 КЛАСС [9]
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ/АЛГЕБРА [29]
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ/ГЕОМЕТРИЯ [12]
ОЛИМПИАДЫ ПО МАТЕМАТИКЕ [55]
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ ИНФОРМАТИКИ [90]
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЧУДЕСА И ТАЙНЫ [70]
МАТЕМАТИКА 8 КЛАСС [9]
МАТЕМАТИКА. 6 КЛАСС [78]
ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ [12]
ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ [0]
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ НАУКИ [47]
ГЕОМЕТРИЯ [0]
ГЕОМЕТРИЯ. 8 КЛАСС [36]
ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ [31]
ЗАДАЧНИКИ ПО ИНФОРМАТИКЕ [26]
ЗАДАНИЯ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ [29]
ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ [7]
ПРОГРАММИРОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ [82]
Главная » Файлы » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ

Урок математики в 5 классе "Решение задач способом систематического перебора"
06.11.2013, 20:01

Цель: подвести учащихся к необходимости систематического поиска вариантов для решения задач, готовящих их к изучению комбинаторики.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Сегодняшнее наше занятие посвящено задачам, которые решаются способом перебора.
Начнем с задачи № 104, которую вы решали в начале года, оформляя ее на альбомных листах. Вы уже знали, что ломаных должно быть 12, и поэтому стремились изобразить именно 12 ломаных, но у многих одна и та же ломаная начерчена несколько раз, например, ABCD, DCBA – это одна и та же ломаная. Давайте, прежде, чем чертить, переберем все варианты.

Во-первых, повторим понятие ломаная.

Рисунок 1

Итак, задача № 104. Сколько всего различных незамкнутых ломаных можно построить  с вершинами в точках A, B, C, D? [1]

Рисунок 2

Решение.

Вначале давайте в качестве одного конца возьмем точку А. Её можно соединить с точками В, С и D, далее, точку В соединяем с точкой С или с точкой D, точку С с точкой В или с точкой D, точку D с точкой В или с точкой С. Изобразим это на рисунке.

Рисунок 3

Получили ломаные ABCD, ABDC, ACBD, ACDB, ADBC, ADCB. Всего 6 ломаных.

Аналогично:

Рисунок 4

Получили ломаные BACD, BADC, BCAD, BCDA, BDAC, BDCA. Всего 6 ломаных. Ломаные BCDA и BDCA были получены в первом случае, поэтому их исключаем, остаётся 4 ломаных.

С концом в точке С рассмотрим следующие ломаные:

Рисунок 5

Их 6: CABD, CADB, CBAD, CBDA, CDAB, CDBA. Ломаные CADB, CBDA, CDAB, CDBA были получены ранее, поэтому их исключаем, остаётся 2 ломаных.

Рисунок 6

С концом в точке D получим ломаные DACB, DABC, DBCA, DBAC, DCAB, DCBA. Всего 6 ломаных, и все они были уже получены ранее.
Таким образом, из 24 рассмотренных получается  6+4+2=12 различных ломаных или 24 : 2 = 12.

Ответ: 12.

Задача № 105.

Сколько всего различных замкнутых ломаных можно построить с вершинами в точках A, B, C, D?

Рисунок 7

Решение.

Поскольку ACDB = DBAC = BDCA = CABD = BDCA = CABD = ACDB = DBAC, то, используя решение задачи № 104, получим 24 : 8 = 3.

Ответ: 3.

2. Задача.

Заполнить клетки крестика цифрами 1, 3, 5, 7, 9 так, чтобы сумма цифр, стоящих по горизонтали, равнялась сумме цифр, стоящих по вертикали.

Рисунок 8

В условии задачи не уточнено, что надо заполнить клетки всеми возможными способами или указать хотя бы один способ заполнения. Учащиеся находят несколько способов, обычно ставя в центр крестика цифру 5. но некоторые могут поставить в центр и другую цифру. И тогда возникает вопрос: а любую ли из этих цифр можно поставить в центр крестика? В ходе обсуждения выясняем, что в центр можно поставить или 5, или 1, или 9. 3 или 7 поставить нельзя, так как суммы при этом будут неодинаковыми. Предлагается найти все способы для каждой из трех цифр: 5, 1 и 9. Рассуждения такие: пусть в центре стоит цифра 5, поставим слева цифру 1, тогда справа может стоять только 9, вверху 3 или 7, тогда внизу 7 или 3, то есть способов два. Если слева поставить цифры 3 ,7, 9, то способов будет еще шесть, всего восемь. Добавим восемь способов с цифрой 1 в центре и восемь способов с цифрой 9 в центре, всего получится двадцать четыре способа.

Ответ: 24 способа заполнения.

3. Итак, подведём итоги. Некоторые задачи математики можно решить способом систематического перебора, то есть придумав какой-то порядок для нахождения всех вариантов. Такие задачи в математике называются комбинаторными.

Дома ребятам предлагается на альбомном листе еще раз начертить все  ломаные к задаче 1 и все крестики к задаче 2.

Категория: КОНСПЕКТЫ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ | Добавил: admin | Теги: сайт учит, урок алгебры, урок геометрии, математика в школе, обучение математике, конспект урока математики, методическая разработка урока матем
Просмотров: 1234 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
УЧИТЕЛЮ ИНФОРМАТИКИ
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ
ПОСОБИЯ И МЕТОДИЧКИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ
ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ
ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ
ИНФОРМАТИКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
ИНФОРМАТИКА В 3 КЛАССЕ
ИНФОРМАТИКА В 4 КЛАССЕ
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ. 3 КЛАСС
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ. 4 КЛАСС
ПРОГРАММИРОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ
СКАЗКА "ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОШИ"

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ
ВИКТОРИНЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ЧАСТУШКИ
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Поиск


Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Форма входа


    Copyright MyCorp © 2024
    Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru