Цели урока:
- Закрепить знания учащихся по теме "Двоичная
система счисления”;
- Продолжить работу по формированию навыков
решения задач с применением знаний по теме
"Системы счисления”;
- Контроль за знаниями учащихся по теме
"Двоичная система счисления”;
- Повышать интерес учащихся к предмету
"информатика”.
План урока:
- Организационный момент.
- Повторение теории.
- Работа со стихотворением.
- Игра "Поле чудес”.
- Нарисуй букву.
- Подведение итогов урока, домашнее задания.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Повторение теории с использованием
слайдов компьютерной программы "PowerPoint”
3. Работа со стихотворением
Переведите числа из стихотворения в десятичную
систему счисления.
Она в 101 класс ходила.
В портфеле по 100 книг носила.
Все это правда, а не бред.
Когда пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий,
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И десять темно-синих глаз
Оглядывали мир привычно.
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ
4. Игра "Поле чудес”
На экране табло (рис. 1). Учащимся раздаются
карточки с заданием (таб.1) (количество карточек
должно быть равно количеству букв
зашифрованного слова и количеству учащихся в
классе) и карточка-код (таб. 2). Выполнив задание,
учащиеся называют номер карточки и полученную
букву. В результате должно быть открыто слово
"мультимедийный” (рис. 2)
Рис 1.
Рис 2.
Для создания табло использовалась программа
Exsel, в ней логические функции, одна из формул
видна на рис., остальные аналогично.
ТАБ. №1
№ 1Перевести число 12 из десятичной системы
счисления в двоичную систему счисления;
№2 Перевести число 11 из десятичной системы
счисления в двоичную систему счисления;
№3 Перевести число 13 из десятичной системы
счисления в двоичную систему счисления;
№4 Перевести число 14 из десятичной системы
счисления в двоичную систему счисления;
№5 Перевести число 15 из десятичной системы
счисления в двоичную систему счисления
№6 Перевести число 16 из десятичной системы
счисления в двоичную систему счисления
№7 Перевести число 12 из десятичной системы
счисления в двоичную систему счисления;
№8 Перевести число 17 из десятичной системы
счисления в двоичную систему счисления;
№9 Перевести число 18 из десятичной системы
счисления в двоичную систему счисления;
№10 Перевести число 16 из десятичной системы
счисления в двоичную систему счисления;
№11 Перевести число 21 из десятичной системы
счисления в двоичную систему счисления;
№12 Перевести число 19 из десятичной системы
счисления в двоичную систему счисления;
№13 Перевести число 20 из десятичной системы
счисления в двоичную систему счисления;
№14 Перевести число 21 из десятичной системы
счисления в двоичную систему счисления
ТАБ. №2
м |
л |
т |
е |
й |
н |
1100 |
1101 |
1111 |
10001 |
10101 |
10011 |
ь |
и |
д |
ы |
у |
|
1110 |
10000 |
10010 |
10100 |
1011 |
|
5. Нарисуй букву
Каждому учащемуся выдается карточка,
содержащая таблицу с координатами точек,
записанными в двоичной системе счисления, и
система координат. Для выполнения задания
необходимо:
а) перевести координаты точек в десятичную
систему;
б) проверить правильность с помощью программы
Калькулятор (этот пункт при желании можно
пропустить);
в) построить по ним фигуру в координатной
плоскости по вариантам:
I вариант (буква Г)
Отметьте и последовательно соедините на
координатной плоскости точки, координаты
которых приведены в двоичной системе счисления.
№ точки |
Двоичный код |
Десятичный код |
1 |
(101;101) |
|
2 |
(101;101000) |
|
3 |
(11001;101000) |
|
4 |
(11001;100011) |
|
5 |
(1010;100011) |
|
6 |
(1010;101) |
|
7 |
(101;101) |
|
Ответ: (5;5), (5;40), (25;40), (25;35), (10;35), (10;5), (5;5).
II вариант (буква С)
№ точки |
Двоичный код |
Десятичный код |
1 |
(101;101) |
|
2 |
(101;101000) |
|
3 |
(11001;101000) |
|
4 |
(11001;100011) |
|
5 |
(1010;100011) |
|
6 |
(1010;1010) |
|
7 |
(11001;1010) |
|
8 |
(11001;101) |
|
9 |
(101;101) |
|
Ответ: (5;5), (5;40), (25;40), (25;35), (10;35), (10;10), (25;10), (25;5), (5;5).
III вариант (буква Т)
№ точки |
Двоичный код |
Десятичный код |
1 |
(101;100011) |
|
2 |
(101;101000) |
|
3 |
(11110;101000) |
|
4 |
(11110;100011) |
|
5 |
(10100;100011) |
|
6 |
(10100;101) |
|
7 |
(1111;101) |
|
8 |
(1111;100011) |
|
9 |
(101;100011) |
|
Ответ: (5;35), (5;40), (30;40), (30;35), (20;35), (20;5), (15;5), (15;35), (5;35).
IV вариант (буква П)
№ точки |
Двоичный код |
Десятичный код |
1 |
(101; 101) |
|
2 |
(101; 101000) |
|
3 |
(11001; 101000) |
|
4 |
(11001; 101) |
|
5 |
(10100; 101) |
|
6 |
(10100; 100011) |
|
7 |
(1010; 100011) |
|
8 |
(1010; 101) |
|
9 |
(101; 101) |
|
Ответ: (5;5), (5;40), (25;40), (25;5), (20;5), (20;35), (10;35), (10;5), (5;5).
V вариант (буква Н)
№ точки |
Двоичный код |
Десятичный код |
1 |
(101; 101) |
|
2 |
(101; 101000) |
|
3 |
(1010; 101000) |
|
4 |
(1010; 11001) |
|
5 |
(10100; 11001) |
|
6 |
(10100; 101000) |
|
7 |
(11001; 101000) |
|
8 |
(11001; 101) |
|
9 |
(10100; 101) |
|
10 |
(10100; 10100) |
|
11 |
(1010; 10100) |
|
12 |
(1010; 101) |
|
13 |
(101; 101) |
|
Ответ: (5;5), (5;40), (10;40), (10;25), (20;25), (20;40), (25;40), (25;5), (20;5),
(20;20), (10;20), (10;5), (5;5).
VI вариант (буква Е)
№ точки |
Двоичный код |
Десятичный код |
1 |
(101;101) |
|
2 |
(101;101000) |
|
3 |
(11001;101000) |
|
4 |
(11001;100011) |
|
5 |
(1010;100011) |
|
6 |
(1010;11001) |
|
7 |
(11001;11001) |
|
8 |
(11001;10100) |
|
9 |
(1010;10100) |
|
10 |
(1010;1010) |
|
11 |
(11001;1010) |
|
12 |
(11001;101) |
|
13 |
(101;101) |
|
Ответ: (5;5), (5;40), (25;40), (25;35), (10;35), (10;25), (25;25), (25;20),
(10;20), (10;10), (25;10), (25;5), (5;5).
б) Ученики проверяют правильность выполнения
самостоятельно с помощью ПК. Для этого мы
используем стандартное приложение ОС Windows –
Калькулятор.
в) Ученики последовательно соединяют на
координатной плоскости полученные точки.
6. Подведение итогов урока, домашнее
задание.
Учащимся раздается дифференцированное
домашнее задание, аналогичное выполненному в
классе, в результате которого должны получится
следующие рисунки:
I вариант. Звезда
№ точки |
Двоичный код |
Десятичный код |
1 |
(10; 1111) |
|
2 |
(1000; 10000) |
|
3 |
(1011; 10110) |
|
4 |
(1110; 10000) |
|
5 |
(10100; 1111) |
|
6 |
(10000; 1010) |
|
7 |
(10010; 100) |
|
8 |
(1011; 111) |
|
9 |
(100; 100) |
|
10 |
(110; 1010) |
|
11 |
(10; 1111) |
|
Ответ: (2;15), (8;16), (11; 22), (14; 16), (20; 15), (16; 10), (18; 4), (11; 7),
(4;4), (6;10), (2;15)
II вариант. Ракета
№ точки |
Двоичный код |
Десятичный код |
1 |
(1000; 10) |
|
2 |
(101; 10) |
|
3 |
(1000; 1010) |
|
4 |
(1000; 10101) |
|
5 |
(1011; 11001) |
|
6 |
(1110; 10101) |
|
7 |
(1110; 1010) |
|
8 |
(10001; 10) |
|
9 |
(1110; 10) |
|
10 |
(1110; 111) |
|
11 |
(1100; 111) |
|
12 |
(1101; 10) |
|
13 |
(1001;10) |
|
14 |
(1010; 111) |
|
15 |
(1000; 111) |
|
16 |
(1000; 10) |
|
Ответ: (8;2), (5;2), (8;10), (8;2), (11;25), (14;21), (14;10), (17;2), (14;2),
(14;7), (12;7), (13;2), (9;2), (10;7), (8;7), (8;2).
III вариант. Рыбка
№ точки |
Двоичный код |
Десятичный код |
1 |
(110; 1001) |
|
2 |
(1000; 1011) |
|
3 |
(1100; 1011) |
|
4 |
(1101;1010) |
|
5 |
(1111; 1001) |
|
6 |
(10001; 111) |
|
7 |
(1111; 101) |
|
8 |
(1101; 101) |
|
9 |
(1100; 11) |
|
10 |
(1010; 11) |
|
11 |
(1001;101) |
|
12 |
(101; 111) |
|
13 |
(11; 101) |
|
14 |
(10; 110) |
|
15 |
(11; 1000) |
|
16 |
(10; 1010) |
|
17 |
(11; 1011) |
|
18 |
(101; 1001) |
|
19 |
(1000; 1001) |
|
20 |
(1010; 1010) |
|
21 |
(1101; 1010) |
|
22 |
Глаз (1111; 111) |
|
Ответ: (6;9), (8;11), (12;11), (13;10), (15;9), (17;7), (15;5), (13;5), (12;3),
(10;3), (9;5), (5;7), (3;5), (2;6), (3;8), (2;10), (3;11), (5;9), (8;9), (10;10), (13;10),
(15; 7),
IV вариант. Воробей
№ точки |
Двоичный код |
Десятичный код |
1 |
(100; 1100) |
|
2 |
(101;1001) |
|
3 |
(1; 100) |
|
4 |
(1; 11) |
|
5 |
(101; 11) |
|
6 |
(1001; 110) |
|
7 |
(1101; 111) |
|
8 |
(1111; 1010) |
|
9 |
(10010; 1100) |
|
10 |
(10011; 1101) |
|
11 |
(1100; 1101) |
|
12 |
(1110; 10001) |
|
13 |
(1101; 10110) |
|
14 |
(1100; 10110) |
|
15 |
(1000; 10001) |
|
16 |
(1000; 1101) |
|
17 |
(110; 1111) |
|
18 |
(101; 1111) |
|
19 |
(100; 1110) |
|
20 |
(100; 1101) |
|
21 |
(11; 1101) |
|
22 |
(100; 1100) |
|
23 |
Глаз (101; 1101) |
|
Ответ: (4;12), (5;9), (1;4), (1;3), (5;3), (9;6), (13;7), (15;10), (18;12), (19;
13), (12;13), (14;17), (13;22), (12;22), (8;17), (8;13), (6;15), (5;15), (4;14), (4;13),
(3;13), (4;12), (5; 13).
|