Раздел программы: Информация.
Двоичное кодирование информации.
Тип урока: урок усвоения новых
знаний.
Вид урока:
учебно-исследовательская работа.
Технология: исследовательская.
Формы учебной деятельности учащихся
- по способу проведения урока:
учебно-исследовательская работа;
- по основным этапам учебного процесса:
установление законов и правил.
Методы обучения:
- общие: исследовательский;
- частные: эксперимент, сравнение, обобщение.
Время проведения: завершение
темы "Двоичное кодирование информации”.
Оборудование: компьютеры,
наушники, микрофон, колонки, бланки оформления
учебно-исследовательской работы, раздаточный
материал с теоретическими сведениями по
изучаемой теме; бланки для оформления
учебно-исследовательской работы; тексты, которые
будут записываться учащимися при помощи
приложения Звукозапись. На компьютерах
установлена операционная система Windows 2000, XP.
- Формирование представления о временной
дискретизации звука, качестве двоичного
кодирования звука.
- Формирование умения оценивать информационный
объем аудиофайла; записывать звук с помощью
компьютера, сохранять его в звуковых файлах в
формате WAV, воспроизводить; использовать
приобретенные умения в практической и
повседневной жизни.
- Развитие навыков и умений применения
современных компьютерных технологий.
- Воспитание избирательного отношения к
полученной информации.
- Активизация навыков групповой работы.
- Развитие познавательного интереса, творческой
активности учащихся.
- Формирование навыков делового взаимодействия и
принятия групповых решений.
- Связь информатики с повседневной жизнью,
другими предметами (физика, музыка).
- Развитие мышления, умения применять полученные
знания при решении задач практической
направленности.
- Контроль уровня усвоения учащимися
программного материала.
Задачи урока:
- Учебная: познакомиться с понятием временной
дискретизации звука, установить зависимость
между качеством кодирования звука, глубиной
кодирования и частотой дискретизации; уметь
оценивать информационный объем аудиофайла;
записывать звук с помощью компьютера, сохранять
его в звуковых файлах в формате WAV,
воспроизводить.
- Воспитательная: развитие познавательного
интереса, творческой активности учащихся.
- Развивающая: развитие мышления, умения
применять полученные знания при решении задач в
практической и повседневной жизни.
- Познавательная: знакомство с компьютерными
технологиями, повышение интереса к занятиям
информатикой.
Подготовительный этап:
Учащиеся делятся на группы (по 4
человека в группе). В группах распределяются
функции между учащимися: организатор, спикер,
хранитель времени, секретарь. Необходимо
заготовить раздаточный материал с
теоретическими сведениями по изучаемой теме,
бланки для оформления учебно-исследовательской
работы, тексты, которые будут записываться
учащимися при помощи приложения Звукозапись,
тестовую проверочную работу.
План урока
№ п/п |
Содержание этапов урока |
Виды и формы работы |
Хронометраж времени |
1. |
Организационная ситуация. |
Приветствие. |
1 мин. |
2. |
Мотивационное начало урока. |
Постановка цели урока, плана урока. |
3 мин. |
3. |
Изучение нового материала. |
Работа в группах. Составление
опорного конспекта. |
20 мин. |
4. |
Выполнение исследовательских
заданий. |
Работа в группах. Проведение
эксперимента. Анализ полученных результатов. |
25 мин. |
5. |
Подведение итогов работы в группах. |
Защита исследовательских заданий.
Оценка работы группы и каждого учащегося. |
20 мин. |
6. |
Контроль уровня усвоения
программного материала. |
Тестовая проверочная работа. |
7 мин. |
7. |
Домашнее задание. |
Комментарий учителя к выполнению
домашнего задания. |
2 мин. |
8. |
Подведение итогов урока. |
Выводы. Заключительное слово учителя. |
2 мин. |
Итого |
80 минут |
- Организационная ситуация
- Мотивационное начало урока. Постановка цели и
плана урока
Тема нашего урока – "Двоичное
кодирование звуковой информации”. Сегодня мы
познакомимся с понятием временной дискретизации
звука, установим экспериментальным путем
зависимость между качеством кодирования звука,
глубиной кодирования и частотой дискретизации;
научимся оценивать информационный объем
аудиофайла; записывать звук с помощью
компьютера, сохранять его в звуковых файлах в
формате WAV и воспроизводить. План урока …
- Изучение нового материала
Работа учащихся в группах по
изучаемой теме с выделением главных понятий и
зависимостей. Составление опорного конспекта.
Бланк № 1
Бланк опорного конспекта
1. Тема
___________________________________________________________________________
2. Основные понятия
____________________________________________________________________________
3. Формулы
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Контрольные вопросы:
- Что представляет собой временнaя дискретизация
звука?
- Чем заменяется непрерывный звуковой сигнал при
двоичном кодировании?
- От чего зависит качество двоичного кодирования?
- Какие значения может принимать частота
дискретизации, глубина звука?
- Какие существуют режимы записи звуковых файлов
в приложении Звукозапись?
4. Выполнение
исследовательских заданий.
Группы № 1 - 4. Установить
зависимость между качеством двоичного
кодирования звука и информационным объемом
аудиофайла для звуковой информации различного
содержания (монологическая речь, диалогическая
речь, стихотворение, песня); зависимость между
информационным объемом файла и режимом записи
(моно, стерео).
Тексты для записи аудиофайлов:
1. Умен ты или глуп,
Велик ты или мал,
Не знаем мы, пока
Ты слова не сказал.
(Саади)
2. Во поле березка стояла,
Во поле кудрявая стояла.
3. - Что трудно?
- Познать самого себя.
- Что легко?
- Давать советы другим.
(Фалес)
4. Гибкость ума может заменить красоту.
(Стендаль) Бланк № 2
Учебно-исследовательское задание
Гипотеза. Информационный объем
аудиофайла зависит от качества двоичного
кодирования звука, режима записи и не зависит от
содержания.
Задача. Установить зависимость
между качеством двоичного кодирования звука и
информационным объемом аудиофайла для звуковой
информации различного содержания
(монологическая речь, диалогическая речь,
стихотворение, песня); зависимость между
информационным объемом файла и режимом записи
(моно-, стерео-).
Метод исследования: эксперимент.
Выполнение задания
- Записываемый текст
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
- Результаты, полученные в ходе эксперимента:
№ п/п |
"Глубина” кодирования |
Частота дискретизации |
Режим записи |
Информационный объем |
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
- Выводы
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
для выполнения исследовательского задания
1. Запишите звуковой файл:
- "глубина" кодирования 8 бит, частота
дискретизации 8 кГц, монорежим;
- "глубина" кодирования 16 бит, частота
дискретизации 24 кГц, стереорежим;
- "глубина" кодирования 16 бит, частота
дискретизации 48 кГц, монорежим;
- "глубина" кодирования 16 бит, частота
дискретизации 48 кГц, стереорежим.
2. Воспроизведите аудиофайл.
3. Сравните его информационный объем с
качеством звучания.
4. Сравнить информационные объемы
файлов, записанных с одинаковой "глубиной”
кодирования, частотой дискретизации в различных
режимах записи.
5. Сделайте выводы.
|
Запись звукового файла с
помощью стандартного приложения Звукозапись. |
1 |
Ввести команду [Программы-Стандартные-Развлечения-Звукозапись].
|
2 |
В появившемся окне приложения Звук
- Звукозапись ввести команду [Файл-Свойства].
|
3 |
На появившейся диалоговой панели
Свойства: Звук щелкнуть по кнопке Преобразовать.
|
4 |
На появившемся диалоговом окне Выбор
звука с помощью раскрывающегося списка Формат:
выбрать стандартный формат PCM. В
раскрывающемся списке Атрибуты: выбрать
качество дискретизации, например, 8 000 Гц; 8 бит;
Моно. |
|
5 |
Запишите звуковой файл с
выбранным качеством, сохраните его [Файл
–Сохранить как] в папке Мои документы –
Моя музыка – 10 класс – Группа № __ с именем N1. |
6 |
Повторить действия 1-5 для других
атрибутов (имена файлов соответственно N2, N3, N4). |
|
Воспроизведение и оценка
информационного объема аудиофайла. |
1 |
Ввести команду [Мои документы
– Моя музыка – 10 класс – Группа № _-N1]. |
2 |
Кликнуть правой кнопкой мыши по
нужному аудиофайлу, из раскрывшегося меню
выбрать Воспроизвести. |
3 |
Кликнуть правой кнопкой мыши по
нужному аудиофайлу, из раскрывшегося меню
выбрать Свойства. Записать размер файла. |
5. Подведение итогов работы в
группах.
Каждая группа демонстрирует
записанные аудиофайлы, анализирует полученные в
ходе эксперимента результаты.
Инструкция № 2
для подведения итогов работы в группах
- Заполнить бланк № 2.
- Воспроизвести аудиофайлы через колонки.
- Сделать выводы.
6. Контроль уровня усвоения
программного материала.
Тест
1. При частоте дискретизации 8 кГц качество
дискретизированного звукового сигнала
соответствует:
а) качеству звучания аудио-CD;
б) качеству радиотрансляции;
в) среднему качеству.
2. В каком формате сохраняются
звуковые файлы: 3. Качество кодирования непрерывного
звукового сигнала зависит:
а) от частоты дискретизации и глубины
кодирования;
б) от глубины цвета и разрешающей
способности монитора;
в) от международного стандарта
кодирования.
4. Два звуковых файла записаны с одинаковой
частотой дискретизации и глубиной кодирования.
Информационный объем файла, записанного в
стереорежиме, больше информационного объема
файла, записанного в монорежиме:
а) в 4 раза;
б) объемы одинаковые;
в) в 2 раза.
5. Стандартное приложение Звукозапись
позволяет:
а) записывать, сохранять звуковые
файлы;
б) записывать, воспроизводить,
редактировать звуковые файлы;
в) записывать, редактировать,
микшировать, воспроизводить звуковые
файлы.
Ключ к тесту:
Задание № 1 |
Задание № 2 |
Задание № 3 |
Задание № 4 |
Задание № 5 |
б |
б |
а |
в |
в |
- Домашнее задание.
Вычислить информационные объемы
записанных на уроке аудиофайлов и сравнить их с
объемами, полученными экспериментальным путем.
- Подведение итогов урока. Оценка знаний и умений
учащихся.
|