Цель:
- Cоздать условия для формирования представления
об алгоритме.
- Раскрыть свойства алгоритма
- Показать значимость алгоритмов в нашей жизни
Задачи:
- Воспитательная: развитие познавательного
интереса, логического мышления, умение работать
в группе, распределять время и "роли” в
процессе, отстаивать свою точку зрения
- Учебная: познакомиться с понятием алгоритма
- Развивающая: развитие алгоритмического
мышления, памяти, внимательности.
Технология – работа в группах
Ход урока
1. Организационный момент
2. Изучение темы
У каждой группы на столе: ножницы, клей, скрепки,
листы бумаги.
Задание 1. Вам нужно из бумаги создать
модель автомобиля
Результат во многом будет зависеть от вашего
умения и опыта. Однако достичь поставленной цели
будет намного легче, если будет план.
- Изучить автомобиль
- Начертить двери, кузов машины на бумаге
- Вырезать эскизы
- Скрепите эскизы
- Склеить части модели
Следуя этому плану, любой человек, получит
хороший результат. Подобный план называется
алгоритмом.
Так, что же такое алгоритм? (работа с учебником)
Алгоритм – это строгая и четкая
последовательность действий, приводящих к
исходным данным за конечное число шагов к
требуемому результату.
Мама вам говорит: "Когда придешь из школы,
сразу пообедай и не забудь вымыть посуду. После
этого подмети пол, купи в магазине молоко. Сделав
покупки, погуляй часок и начинай выполнять
домашнее задание”. Можно ли это назвать
алгоритмом?
Появление Алгоритма связывают с зарождением
математики. Более 1000 лет назад в 825 году ученый из
города Хорезма Мухаммед бен Мусса аль-Хорез-ми
создал книгу по математике, в которой описал
способы выполнения арифметических действий над
многозначными числами. В Европе их нахвали
алгоритмами.
Да, мы живем в мире алгоритмов. Испечь торт,
приготовить борщ, салат, решить задачу, ...
А любой прибор, купленный нами в магазине,
снабжен инструкцией по его использованию.
Алгоритмы повсюду.
Ребята, приведите свои примеры алгоритмов.
Зачем человек их создает?
Задание 2. Создать алгоритм (работа в
группах)
- Перехода улицы
- Заварки чая
- Приготовление настоя шиповника
(можно продемонстрировать на практике)
"Я вам назначаю встречу через 20 минут. Это
недалеко, несколько кварталов”.
Придете ли вы в назначенное время? Почему?
(ребята высказывают свое мнение, поясняют).
Обращаю внимание ребят на то, что для успешного
решения задачи необходимо иметь полный набор
исходных данных. Если исходных данных не хватает,
то задачу совсем нельзя решить, либо она решается
неверно.
Можно ли выполнить последовательность команд?
Пойди туда, не знаю куда;
Возьми то, не знаю что;
Задание 3. Определите набор данных для
решения следующих задач:
(работа в группах)
- Вычисление стоимости покупок в магазине
- Вычисление площади прямоугольника
- Определение месячной платы за расход
электроэнергии
Какими же свойствами должен обладать алгоритм?
(работа с учебником, запись в тетради)
Свойства алгоритма
- Понятность – команды должны быть написаны на
понятном исполнителю языке.
- Дискретность – процесс решения задачи разбит
на последовательно выполняемые шаги
- Точность - каждая команда определяет однозначно
действие исполнителя
- Конечность - исполнение алгоритма должно
завершаться за конечное число шагов
- Детерминированность - последовательность
команд алгоритма должна выполняться строго в
определенной последовательности
- Массовость – один и тот же алгоритм можно
применять к большому количеству исходных данных.
- Результативность - исполнение алгоритма должно
приводить к конкретному результату.
3. Подведение итогов урока. Презентация
"Алгоритмы”
- Что такое алгоритм?
- Назовите основные свойства алгоритма?
- Для чего создают алгоритмы?
Понятие алгоритма в информатике является
фундаментальным, т.е. таким, которое не
определяется через другие, более простые
понятия.
Домашнее задание.
|