- Образовательная: закрепить представление об алгоритме, схеме
алгоритма, ветвлениях и циклах в алгоритме; закрепить умение составлять и
выполнять линейные и нелинейные алгоритмы, записывать условия ветвлений и
повторов.
- Развивающая: развитие познавательных и творческих способностей
учащихся, наглядно-образного мышления.
- Воспитательная: воспитание усидчивости, аккуратности,
внимательности при выполнении практических работ.
Оборудование:
- Учебник "Информатика в играх и задачах”. 3-й класс: в 2-ух частях.
Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О.;
- Карточки с заданиями для индивидуальной и групповой работы;
- Проектор, компьютер, интерактивная доска, компьютерная презентация
к уроку (в среде POWER POINT).
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель приветствует детей, настраивает на работу:
В обычный день, в урочный час
Я в сказки приглашаю вас!
А сопровождать в сказках нас будут алгоритмы.
2. Проверка домашнего задания.
Учитель собирает работы сделанные учениками дома. Результаты сообщит на
следующем уроке.
3. Сообщение темы, целей урока.
– Сегодня на уроке мы закрепим понятие "алгоритм”, знания о видах алгоритма.
Урок у нас сегодня не простой, а урок– путешествие по сказкам. Итак,
отправляемся в путешествие. Жили-были старик со старухой. Испекла как-то старуха
колобок. А колобок получился любознательный и решил отправится по миру сказок
уму-разуму учиться да добро вокруг нести.
4. Актуализация знаний о видах алгоритма.
Спрыгнул колобок на пол, а как до двери докатиться не знает. Он ведь только
свежеиспеченный.
– Ребята, как мы ему можем помочь? (Постановка проблемы) Выслушиваются
ответы учеников. Получаем в ходе обсуждения, что мы должны составить алгоритм
его передвижения.
– А что такое алгоритм? Ответы детей: – Алгоритм-это действия, выполненные
по порядку, которые приводят к решению поставленной задачи.
Один ученик работает у интерактивной доски– дописывает маршрут Колобка в
избе, класс работает на листках Если интерактивная доска не используется, тогда все ученики работают на листках
и проводится затем фронтальная проверка .
Ну вот и выбрался наш Колобок из избы и отправился в путешествие. Но прежде,
чем он укатится далеко в лес, давайте вспомним какие виды алгоритмов мы знаем.
5. Работа над темой урока
Катился-катился Колобок и видит старуху, сидит она и горько плачет. Солдат оставил ей рецепт каши из топора, да вот рассыпался рецептик.
Вызвался колобок ей помочь-восстановить рецепт и кашу сварить.
– У вас на партах лежит по одному конверту с деформированным алгоритмом
восстановите рецепт каши. Работа в парах. Затем происходит проверка по слайду.
– Как называется данный вид алгоритма? (Линейный.)
Физкультминутка.
Давайте все встанем и проведем физкультминутку с жителями сказочного
леса.
Отдохнули и продолжим дальше наше путешествие. Зашел далеко в лес наш герой.
И встретил он в лесу Красную шапочку. И попросила она его
отнести к бабушке корзинку с пирожками. Но мы то знаем, что Колобок без четкого
алгоритма не справится с задачей. Давайте вместе составим алгоритм. – Блок-схему какого алгоритма мы видим? (С ветвлением, ветвящийся.) –
Какое у него есть характерное отличие от линейного алгоритма? (Есть условие.) –
Как мы можем ответить на вопросы условия в алгоритмах? (Только ДА или НЕТ.) –
Давайте составим дальнейший алгоритм для Колобка. Дети предлагают возможные
команды для данного алгоритма. Приходят к общему заключению, что условием здесь
будет "Встретил волка?". – Благодаря вам, ребята, колобок справился с заданием
Красной шапочки и отправился дальше в путь. По дороге он встречает грустного
принца. – Из какой сказки этот принц? – Почему он грустит, как
вы думаете? Да, он грустит, т.к. ему надо обойти все королевство, чтобы найти
Золушку. И конечно, наш Колобок, вызвался ему помочь. Принц,
составил ему почти весь алгоритм поиска Золушки, но у него вызвало сложность
условие. Как вы думаете , какое условие здесь возможно? (Подошла ли туфелька.)
– Какой вид алгоритма у нас получился? (С циклом) – Что такое цикл? Найдите
цикл в данном алгоритме. Ученик показывает на интерактивной доске или просто на
экране и по щелчку сверяем правильно ли нашли.
6. Проверка и закрепление пройденного.
А теперь Колобок и я предлагаем проверить свои силы в составлении
алгоритмов. Вы будете работать в группах по 4 человека. Я раздам вам готовые
блок-схемы алгоритмов и вы должны вместе составить по ним алгоритм.Ученики создают алгоритмы и
демонстрируют свои работы.
7. Подведение итога урока.
"Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!”
А какой урок нам сегодня преподали сказки? Что мы делали на уроке? (Ответ.)
Я не сомневалась, что все вы знаете и любите сказки, каждый из вас получит
оценку за творческую работу, и хотелось бы отметить наиболее активных участников
урока (выставляются оценки).
8. Домашнее задание |