Воскресенье, 05.05.2024, 06:08
Ш  К  О  Л  А     П  И  Ф  А  Г  О  Р  А
      Предмет математики настолько серьезен, что нужно
не упускать случая, сделать его немного занимательным".
                                                                              Блез Паскаль
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
ПАМЯТКИ ПО МАТЕМАТИКЕ   ВЕЛИКИЕ МАТЕМАТИКИ   ТЕОРИЯ ЧИСЕЛ   МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА
УРОКИ МАТЕМАТИКИ В ШКОЛЕ
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КЛАДОВАЯ
В МИРЕ ЗАДАЧ
ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ
МАТЕМАТИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ВАРИ, КОТЕЛОК!
УДИВИТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
В МИРЕ ИНТЕРЕСНОГО
Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ [183]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ [81]
ЗАДАЧИ НА ВЫРОСТ [141]
НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ МАТЕМАТИКИ [26]
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ [37]
ИНФОРМАТИКА В ИГРАХ И ЗАДАЧАХ ДЛЯ ПЯТИКЛАССНИКОВ [120]
УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ [5]
МАТЕМАТИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ [28]
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ИНФОРМАТИКИ [81]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ [25]
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ [10]
МУЛЬТИМЕДИА И ВИРТУАЛЬНЫЕ МИРЫ [20]
ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ [24]
ТЕОРИЯ ЧИСЕЛ [36]
СФЕРЛАНДИЯ [32]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ИНФОРМАТИКЕ [10]
В МИРЕ ЗАДАЧ [182]
УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ В МИР МАТЕМАТИКИ [30]
МАТЕМАТИКА В 10 КЛАССЕ [34]
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ [155]
МЕТОДИЧЕСКИЕ НАРАБОТКИ [82]
ПРЕПОДАЕМ АЛГЕБРУ И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА [143]
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ К УРОКАМ [27]
МИР МАТЕМАТИКИ [778]
ОНЛАЙН-УЧЕБНИК ИНФОРМАТИКИ. 6 КЛАСС [36]
ПОДГОТОВКА К ГИА [11]
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО АЛГЕБРЕ. 10 КЛАСС [45]
ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО ИНФОРМАТИКЕ [26]
МАТЕМАТИКА В 5 КЛАССЕ [43]
МАТЕМАТИКА. 7 КЛАСС [69]
АЛГЕБРА. 8 КЛАСС [25]
МАТЕМАТИКА. 9 КЛАСС [9]
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ/АЛГЕБРА [29]
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ/ГЕОМЕТРИЯ [12]
ОЛИМПИАДЫ ПО МАТЕМАТИКЕ [55]
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ ИНФОРМАТИКИ [90]
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЧУДЕСА И ТАЙНЫ [70]
МАТЕМАТИКА 8 КЛАСС [9]
МАТЕМАТИКА. 6 КЛАСС [78]
ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ [12]
ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ [0]
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ НАУКИ [47]
ГЕОМЕТРИЯ [0]
ГЕОМЕТРИЯ. 8 КЛАСС [36]
ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ [31]
ЗАДАЧНИКИ ПО ИНФОРМАТИКЕ [26]
ЗАДАНИЯ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ [29]
ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ [7]
ПРОГРАММИРОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ [82]
Главная » Файлы » КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ИНФОРМАТИКИ

Урок в 10 классе "Двумерные массивы: описание, запоминание. Решение задач на использование двумерных массивов"
22.05.2014, 21:48

Цель: расширить кругозор учащихся в области использования массивов;

Задачи:

  • познакомить с общими принципами применения массивов и некоторыми базовыми приемами их обработки:
  • научить описывать двумерный массив;
  • научить заполнять двумерный массив;
  • уметь применять полученные знания при решении задач;
  • способствовать развитию алгоритмического мышления учащихся.

План урока

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашней работы (повторение пройденного материала -тест на доске)
  3. Новая тема
  4. Закрепление (разбор задачи на поиск максимального элемента, индексов максимального элемента с использованием подпрограмм)
  5. Постановка домашней работы
  6. Подведение итогов урока (выставление оценок)

Ход урока

Учитель: Здравствуйте, сегодня у нас гости, поздоровайтесь с гостями. Садитесь.

Учитель: Посмотрите на доску, прочитайте вопрос и сформулируйте ответ: укажите, какие из перечисленных структур данных позволяют хранить несколько значений вещественного типа (примеры данных 2.56, 98.21, 100)

  1. p: array[1..10] of single;
  2. w: array[1..15] of integer;
  3. b: single;
  4. qq: array[-5..5] of real;
  5. a: real;

Как Вы думаете, почему эти структуры данных позволяют хранить несколько значений?

Потому, что эти структуры данных: массивы.

А, что такое массив?

Кто-то из ребят по желанию руку поднимает и отвечает на поставленный вопрос (массив-то совокупность однотипных данных, хранящихся в последовательных ячейках памяти и имеющих общее имя)

Вспомним ребята, как же описывается одномерный массив.(один из уч-ся по желанию выходит к доске и описывает массив).

Вспомним заполнение массива и вывод элементов на экран.

Есть несколько способов, перечислите?

  1. заполнение массива с клавиатуры;
  2. по формуле;
  3. значениями датчика случайных чисел, используя функцию random.

Пожалуйста к доске (кто-то из ребят заполняет)

Одномерный массив

описание

1. const n=5;
type
Mass=array[1..n] of integer;
Var
a: Mass;

2. заполнение

randomize;{для запуска генератора случайных чисел воспользуемся}

for i:=1 to n do
begin
a[i]:=-50+random(101);
write(a[i]:4);
end;
writeln;


Двумерный массив

описание

1. const n=5; m=6;
type
Mass=array[1..n,1..m] of integer;
var
a: Mass;

2. заполнение

randomize;
for i:=1 to n do
begin
for j:=1 to m do
begin
a[i,j]:=-50+random(101);
write(a[i,j]:4);
end;
writeln;
end;


Когда заполняет массив, уч-ся должны проговаривать, что так как ТР не имеет средств ввода-вывода элементов массива сразу, поэтому ввод и вывод значений производится поэлементно в цикле.

Пока ребята описывают, заполняют массив (учитель рассказывает)

Учитель: С понятием массив мы встречаемся при обработке совокупностей большого количества значений при решении прикладных задач.

Еще одно название массивов- тип регулярный (ряды) –они получили за то, что в них объединены однотипные (логически однородные) элементы, упорядоченные по индексам.

Одномерный массив визуально можно представить как строку элементов или вектор, однако наш мир не ограничивается одним измерением.

Как вы, думаете , ребята почему мы вспомнили описание одномерного массива, заполнение?

Уч-ся: Потому, что мир не бывает одномерным, как вы сказали Н.Т.(могут сказать)

Учитель: Из всего сказанного можете сформулировать тему урока?

Уч-ся: пытаются сформулировать тему урока

Учитель: Логический вывод сделали, бывают массивы трехмерные, 4-х мерные, а сегодня мы с вами будем говорить о двумерных массивах.

Открыли тетради, записали число и тему урока: Двумерные массивы.

Мы сегодня должны научиться:

  1. описывать двумерный массив;
  2. заполнять двумерный массив и вывести на экран элементов массива;
  3. уметь применять наши знания при решении задач, то есть расширить наш кругозор в области использования массивов.

Внимание на доску (перед Вами двумерный массив)


Имя массива? (любые буквы латинского алфавита)

Из скольких строк состоит этот массив?

Из скольких столбцов?

Значениями этих элементов массива являются- а[1,3]=3, a[3,1]=8

Назовите элементы массива, значениями, которых являются только отрицательные числа?

В общем виде а[i,j]

То есть местоположение каждого элемента определяется индексом-номером строки и индексом- номером столбца.

Нигде не определено, что i- номер строки, а j- номер столбца,

так как выводом на экран занимается программист, он сам решает, как ему удобнее. Мне удобнее считать, что номер строки- первый индекс, а номер столбца-второй индекс.

Если мы вернемся в наш кабинет информатики, вы все являетесь значениями элементов двумерного массива. Ваши места- это элементы массива, только тип массива будет строковый- ваши фамилии и имена- тип string.

Согласны со мной, посмотрите на этот массив, что на доске.

Догадались?

Строки-номера парт, столбцы-ряды.

Поупражняемся. Я буду писать элементы массива, кто является значением этого элемента встает и комментирует номер парты и ряда.

Например: a[1,3], a[2,4], a[5,2] и т.д.

Поняли? Идем дальше.

Внимание сюда на доску. В описании одномерного массива, что необходимо добавить? Может кто желает выйти к доске?

Заполнение, немножко сложновато, но общими усилиями преодолеем.

У двумерного массива два индекса, поэтому при заполнении используем вложенный цикл (заполняем)

Кстати, в математике двумерный массив называют матрицей.

Вопрос: какая прикладная программа, которую вы изучили в 10 классе напоминает вам двумерный массив ( ответ учащихся Microsoft Excel).

Учитель: Кому непонятно?

Идем дальше. Переходим к применению при решении задач. Дана задача, решим её применяя наши полученные знания. Прочитайте условия.

Задача:

Создайте двумерный массив целых чисел размером 4*3, заполненный случайным образом и выведите его на экран. Найдите максимальный элемент, а также укажите номер строки и столбца, содержащие этот элемент.

Для этого надо выполнить следующие действия:

  1. формирование массива и вывод элементов на экран;
  2. нахождение максимального элемента, индексов максимального элемента;
  3. вывод максимального элемента, вывод номера строки и номера столбца максимально элемента.

Математическая модель составляем или формализуем условие задачи:

a) исходные данные:

возьмем a- массив двумерный, n=4 – число строк, m=3 – число столбцов,

Max – максимальный элемент, Imax – номер строки максимального элемента, Jmax – номер столбца максимального элемента. i,j – соответственно индекс строки и индекс столбца.

Ребята, а как мы находи максимальный элемент?

Давайте проговорим( кто-то из уч-ся говорит)

  1. Сначала считаем, что максимальный элемент-Мax есть а[1,1];
  2. Сравниваем нашего кандидата в максимумы с всеми остальными элементами массива, начиная с самого себя в цикле.
  3. А почему начинаем с самого себя? ( дело в том, что, если далее начинать сравнивать Мax в цикле при i=1 и j=2, то элемент 2 строчки и 1 столбца не будет сравниваться с Мax);
  4. И если наш кандидат в максимумы оказался меньше или равно текущего элемента, то в кандидаты в максимумы будем считать текущий элемент.
  5. Почему меньше или равно? (так как сравниваем с самого себя)

(Учитель раздает домашнюю работу и комментирует)

Дома:

  1. найти минимальный элемент двумерного массива, а также номер строки и столбца, содержащие минимальный элемент. Формирование массива, вывод элементов и нахождение минимального элемента попробуйте оформить в виде процедур без параметров;
  2. Найти сумму всех элементов двумерного массива.

Учитель: Один из уч-ся рисует блок- схему нахождения максимального элемента, второй пишет полностью программу.( формирования массива и блок-схему берем с доски) Туда кое-что надо добавить?

А что, именно?

n=4; m=3;
Program Maxsimum;
В var I, j, Max, Imax, Jmax: integer;

Блок-схема нахождения максимального элемента:


Программа: (описании и заполнение берем готовую с таблицы, которая на доске)

Program Maxsimum;
Uses CRT;
const n=4; m=3;
type
Mass=array[1..n,1..m] of integer;
var
a:Mass;
I, j, Max, Imax, Jmax: integer;
begin
Clrscr;
Randomize;
for i:=1 to n do
begin
for j:=1 to m do
begin
a[I,j]:=-50+random(101);
write(a[I,j]:4);
end;
writeln;
end;
Max:=a[1,1];
for i:=1 to n do
for j:=1 to m do
if Max:<=a[i,j] then
begin
Max:=a[i,j];
Imax:=i: Jmax:=j:
end;
Writeln(‘Max=’,Max);
Writeln(‘Imax=’,Imax);
Writeln(‘Jmax=’,Jmax);
Readln;
end.

Подведение итогов урока:

  1. О чем сегодня говорили?
  2. Тему урока, дорогие выпускники поняли?
  3. Расширили свой кругозор в области использования массивов?

Хорошо, я довольна Вашими ответами и активным участием на уроке, поэтому выставляю(кто у доски работал -5, а за участие на уроке-4).

Если время останется ,можно сформулировать условие классной задачи таким образом: найти, у кого самый высокий бал тестирования по математике за эту неделю. Вывести, например номер фамилии и номер дня тестирования. Номер фамилии- это номер строки, а номер дня тестирования- это номер столбца.

Категория: КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ИНФОРМАТИКИ | Добавил: Олівець | Теги: учим информатику, конспект урока информатики, ИТК в школе, Внеклассное мероприятие по информат, Компьютерная программа
Просмотров: 2557 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
УЧИТЕЛЮ ИНФОРМАТИКИ
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ
ПОСОБИЯ И МЕТОДИЧКИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ
ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ
ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ
ИНФОРМАТИКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
ИНФОРМАТИКА В 3 КЛАССЕ
ИНФОРМАТИКА В 4 КЛАССЕ
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ. 3 КЛАСС
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ. 4 КЛАСС
ПРОГРАММИРОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ
СКАЗКА "ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОШИ"

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ
ВИКТОРИНЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ЧАСТУШКИ
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Поиск


Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Форма входа


    Copyright MyCorp © 2024
    Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru