Три различных
предмета кладутся на столе в ряд, и занимаемые ими места (не сами
предметы, а лишь места) обозначаются цифрами 1, 2 и 3. Показывающий
поворачивается к зрителям спиной, а кто-нибудь из присутствующих
начинает попарно менять местами предметы, называя при этом лишь
соответствующие местам цифры. Так, например, переставляя предметы,
стоящие на первом и третьем местах, он произносит вслух «один и три».
Таким образом, зритель может передвигать предметы сколько угодно раз, но
обязательно называя при этом соответствующие цифры. Когда же он,
наконец, устанет от этого занятия, он задумывает какой-нибудь предмет и
меняет местами два других предмета, ничего не говоря показывающему.
Далее он снова начинает попарно переставлять предметы произвольным
образом, но опять называя вслух соответствующие цифры. Так зритель может
продолжать, пока ему не надоест. В конце концов показывающий
поворачивается к столу и немедленно указывает задуманный предмет. Объяснение.
Стоя спиной к столу, вы незаметно для зрителя пользуетесь в качестве
счетного приспособления какой-нибудь рукой. Пусть три пальца (например,
указательный, средний и безымянный) обозначают цифры 1, 2 и 3. Перед тем
как отвернуться от предметов, заметьте положение одного из них.
Допустим, что вы взяли для показа фокуса кольцо, карандаш и монету и
кольцо занимает положение 1. Тогда коснитесь большим пальцем того
пальца, которому вы приписали цифру 1. По мере того как зритель будет
сообщать вслух о своих перестановках, вы должны передвигать большой
палец по пальцам, обозначающим цифры, следя при этом только за
положением кольца. Так, если первая перестановка включала 1 и 3, вы
перемещаете большой палец на палец под номером 3. Если же
перестановка включала 2 и 3, не затрагивая таким образом кольца, то вы
ничего не делаете, оставляя большой палец на прежнем месте. После
того как зритель задумал предмет и сделал неизвестную вам передвижку
остальных двух, он снова начинает называть вслух цифры, обозначающие
перестановки. При этом вы продолжаете следить за положением кольца, как
если бы оно не изменилось в результате неизвестной вам передвижки. В заключение всех операций по перестановкам ваш большой палец остановится на каком-то пальце. Допустим,
что этот палец имеет номер 2. Взгляните на второе место на столе. Если
там окажется кольцо, вы сразу же определяете, что было задумано именно
кольцо, потому что его положение не изменилось в результате неизвестной
вам передвижки. Если же кольцо оказывается не там, где это
указывает вам большой палец, то взгляните на два других предмета (кольцо
и еще что-то), тот другой предмет (не кольцо) и будет задуманным. Наш
метод поразительно прост и легко догадаться, почему он приводит к цели.
По сути, мы здесь имеем дело с задачей элементарной логики, где пальцы
выполняют роль простейшей логической машины.
|