Пожалуй,
почти каждый мелкий предмет, так или иначе связанный с числами или
счетом, использовался для показа фокусов математического характера или
для математических головоломок и задач. Самая большая группа таких
фокусов — фокусы с игральными картами — была нами рассмотрена выше. В
настоящей и последующих главах мы рассмотрим математические фокусы с
другими мелкими предметами. Не стараясь сделать изложение исчерпывающим, мы лишь проиллюстрируем различные принципы, на которых они основаны. Игральные
кости так же стары, как и игральный карты, а история зарождения этой
игры так же неясна. И все же с удивлением приходится отметить, что самые
ранние из известных игральных костей древней Греции, Египта и Востока
имеют точно такой же вид, как и современные, т. е. кубик с цифрами от
единицы до шестерки, нанесенными на грани кубика и расположенными таким
образом, что сумма их на противоположных гранях равна семи. Однако
кубическая форма игральной кости объясняется тем, что только правильный
многогранник обеспечивает полное равноправие всех граней, а из пяти
существующих в природе правильных многогранников куб обладает, явным
преимуществом как атрибут игры: его легче всего изготовить, и, кроме
того, он единственный из них, который перекатывается легко, но не
слишком (тетраэдр перекатывать труднее, а октаэдр, икосаэдр и додекаэдр
настолько близки по своей форме к шару, что быстро укатываются).
Поскольку куб имеет шесть граней, то нанесение на них шести первых целых
чисел напрашивается само собой, а расположение их с суммой — семеркой —
представляется наиболее простым и симметричным. И это является между
прочим единственным способом такого их попарно противоположного
расположения, чтобы суммы всех пар были одинаковы. Именно этот
«принцип семерки» лежит в основе большинства математических фокусов с
игральными костями. В лучших из таких фокусов упомянутый принцип
применяется настолько тонко, что о нем никто и не подозревает. В
качестве примера рассмотрим один очень старый фокус.
|