Глава первая. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ФОКУСЫ С КАРТАМИ Игральные
карты обладают некоторыми специфическими свойствами, которые можно
использовать при составлении фокусов математического характера. Мы
укажем пять таких свойств. 1. Карты можно рассматривать просто
как одинаковые предметы, которые удобно считать; имеющиеся на них
изображения не играют при этом никакой роли. С таким же успехом можно было бы пользоваться камешками, спичками или листочками бумаги. 2.
Картам можно приписывать числовые значения от 1 до 13 в зависимости от
того, что изображено на их лицевой стороне (при этом валет, дама и
король принимаются соответственно за 11, 12 и 13) ). 3. Их можно делить на четыре масти или на чёрные и красные карты. 4. Каждая карта имеет лицевую и обратную стороны. 5.
Карты компактны и одинаковы по размеру. Это позволяет раскладывать их
различным образом, группируя в ряды или составляя кучки, которые тут же
можно легко расстроить, просто смешав карты. Благодаря такому
обилию возможностей карточные фокусы должны были появиться очень давно, и
можно считать, что математические фокусы с картами, безусловно, столь
же стары, как сама игра в карты. По-видимому, наиболее раннее
обсуждение карточных фокусов, выполненное математиком, встречается в
развлекательной книжке Клода, Гаспара Баше (Claud Gaspard Bachet
«Problemes plaisants et delectables»), вышедшей во Франции в 1612 году.
Впоследствии упоминания о карточных фокусах появлялись во многих
книжках, посвященных математическим развлечениям. Первым и,
возможно, единственным философом, снизошедшим до рассмотрения карточных
фокусов, был американец Чарлз Пейрс (Charles Peirce). В одной из своих
статей он признается, что в 1860 году «состряпал» несколько
необыкновенных карточных фокусов, основанных, пользуясь его
терминологией, на «циклической арифметике». Два таких фокуса он подробно
описывает под названием «первый курьез» и «второй курьез». «Первый
курьез» основан на теореме Ферма. Для одного лишь описания способа его
демонстрации потребовалось 13 страниц н дополнительно 52 страницы были
заняты объяснением его сущности. И хотя Пейрс сообщает о «неизменном
интересе и изумлении публики», вызываемом его фокусом, кульминационный
эффект этого фокуса представляется настолько не соответствующим
сложности приготовлений, что трудно поверить, что зрители не погружались
в сон задолго до окончания его демонстрации. Вот пример того,
как в результате видоизменения способа демонстрации одного старого
фокуса необычайно возросла его занимательность. Шестнадцать карт
раскладываются на столе лицевой стороной кверху в виде квадрата по
четыре карты в ряд. Кому-нибудь предлагается задумать одну карту и
сообщить показывающему, в каком вертикальном ряду она лежит. Затем карты
собираются правой рукой по вертикальным рядам и последовательно
складываются в левую руку. После этого карты снова раскладываются в виде
квадрата последовательно по горизонталям; таким образом, карты,
лежавшие при первоначальной раскладке в одном и том же вертикальном
ряду, теперь оказываются в одном к том же горизонтальном ряду.
Показывающему нужно запомнить, в каком из них лежит теперь задуманная
карта. Далее зрителя просят еще раз указать, в каком вертикальном ряду
он видит свою карту, Понятно, что после этого показывающий может сразу
же указать задуманную карту, которая будет лежать на пересечении только
что названного вертикального ряда и горизонтального ряда, в котором, как
известно, она должна находиться. Успех этого фокуса, конечно, зависит
от того, следит ли зритель за процедурой настолько внимательно, чтобы
распознать суть дела.
|