В
предыдущих главах мы рассматривали только такие фокусы, метод показа
которых носит математический характер. Мы не занимались фокусами, в
которых только конечный результат может быть объяснен при помощи
математики. Если, например, показывающий, играя в карты, набирает нужное
число взяток, заранее расположив карты в колоде соответствующим
образом, то этот эффект можно считать математическим в том смысле, что
произвольное расположение карт в колоде каким-то непостижимым образом
стало упорядоченным, но мы такой фокус все же не будем называть
математическим, поскольку показ его основан не на математике, а просто
на незаметной подмене одной колоды другой. Подобный подход мы
применим и к отбору фокусов для настоящей главы. Очень многие
«таинственные» фокусы можно назвать в широком смысле топологическими,
так как при их показе как будто нарушаются элементарные топологические
законы. Один из самых старинных фокусов такого рода известен под
названием «соединенных колец»: шесть или более больших железных колец
таинственным образом сцепляются и расцепляются — явление, кажущееся
совершенно невозможным в силу свойств обычных замкнутых кривых линий.
Другие фокусы, в которых кольца снимаются или надеваются на веревку или
палку, оба конца которой зажаты в руках зрителя, можно было бы объяснить
таинственными соединениями или разрывами цепи, поскольку зритель,
держащий веревку, представляет собой замкнутую линию, через которую
как-то проходит наше кольцо. Однако большинство таких фокусов основано
на механических методах, небольшой ловкости рук или других
«таинственных» приемах, ничего общего не имеющих с топологией. Более
близок к тому, что может быть названо топологической головоломкой,
фокус, который известен под названием «падающее кольцо». Это цепочка
колец, связанных друг с другом довольно странным образом. При надлежащих
действиях верхнее кольцо как будто падает по цепи, пока, наконец, не
оказывается странным образом соединенным с самым нижним кольцом. Этот
фокус получается сам собой, и при его показе не возникает никаких
затруднений, если не считать того, что кольца должны быть соединены так,
чтобы они образовали некоторую сложную и довольно любопытную
топологическую структуру. «Падение» кольца в этом фокусе является
лишь оптической иллюзией, объясняемой механически и не связанной с
топологическими законами. Весь материал этой главы будет включать
в себя только фокусы, которые по методам показа могут рассматриваться
как топологические. Так как топология занимается такими свойствами тел
(предметов), которые не изменяются при непрерывных преобразованиях
(растяжениях и сжатиях), при показе топологических фокусов (как и
естественно ожидать) придется ограничиться почти исключительно таким
гибким материалом, как бумага, ткани, нитки, бечевки и резиновые ленты.
|