Цели:
- знать свойства и формы геометрических фигур и
уметь применять их на практике;
- развивать познавательный интерес к предмету
геометрии, вовлечение в активную позицию,
интеллектуальную и теоретическую деятельность;
- развивать наблюдательность, фантазию,
логическое мышление, ориентироваться в новых
ситуациях;
- продолжить формирование у учащихся чувства
коллективизма, внимания к окружающим, стремление
к знаниям, чувство патриотизма и долга.
Тип урока: урок закрепления знаний,
умений, навыков.
Оборудование: модели геометрических
тел, фигур, туеса, развертки геометрических
фигур.
Эпиграф:
Я думаю, что никогда до настоящего
времени мы не жили в такой геометрический период.
Все вокруг – геометрия.
Ле Корбюзье
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
II. Устные упражнения
1 .Что окружает нас вокруг?
2. А как называется наука, изучающая свойства
геометрических фигур.
3.Какие геометрические фигуры вы знаете? Покажите
на моделях и как они называются.
4. Покажите пирамиду, цилиндр, призму.
5. Возьмите в руки цилиндр и конус, что общего?
Различие?
6. Угадать на ощупь фигуры с закрытыми глазами.
7. Угадать фигуры, развертки которых изображены
на рисунках.
ІІІ. Проверка домашнего задания
Творческий отчет. Изготовление изделий из
бересты, применяя свойства и формы
геометрических фигур.
1. Выставка из бересты: туеса, плетеные предметы
цилиндрической формы.
2. Выпечка: печенье, торты, имеющие форму
геометрических фигур и тел.
3. Сочинения о применении форм геометрических
фигур.
4. Рисунки на применение форм геометрических
фигур в строительстве зданий города.
IV. Беседа о применении геометрических
фигур
Учитель. Еще в глубокой древности
первые геометрические понятия возникли в
доисторические времена.
Разные формы материальных тел наблюдал человек в
природе. Формы растений и животных, гор и
извилины рек.
Однако человек не только пассивно наблюдал
природу, но и практически осваивал и использовал
ее богатства. В процессе практической
деятельности он накапливал геометрические
сведения. Геометрические знания примерно в
объеме средней школы были изложены еще 2200 лет
назад "в началах” Евклида. Конечно, изложение
"в началах” не могли быть созданы одним ученым.
Известно, что Евклид в своей работе опирался на
труды десятков предшественников, среди которых
были Фалес, Пифагор, Демокрит, и др.
Геометрия широко применялась на практике и в
древности и по настоящее время (показываются
различные наглядности строений, мостов, детских
рисунков и т.д.).
Геометрию надо знать и рабочему, и инженеру, и
архитектору, и художнику…
Геометрию и надо знать всем школьникам, которые
изучают Евклидову геометрию.
"... С тех пор, как Евклид написал свои "Элементы
геометрии” не нашлось никого, кто бы их отверг”.
(Гассенди П.)
Чтобы строить различные сооружения, здания,
мосты нужно знать геометрию.
– И вот сегодня на занятиях вы покажите, а как
вы умеете применять геометрию на практике. Чтобы
еще раз доказать свое умение и знание о
геометрических фигурах. Свойства и формы каких
геометрических фигур и тел вы будите применять?
(Цилиндров, а для украшения квадраты,
прямоугольники, круг, ромбы, параллелограммы ...)
– Как называются предметы, изделия из бересты,
имеющие форму цилиндра? (Туес)
V. Практическая часть
– Вам нравится заниматься туесами? А кто в нашем городе знаменитый мастер по туесам? Ну а
теперь наша практическая часть, вы показываете
свое творчество гостям, которые приглашены на
открытый урок. Это плетение предметов
цилиндрической формы, изготовление туесов,
обработка бересты, нанесение узоров на бересту,
тиснение, изготовление донышек и крышек к туесам,
изготовление поясков, пробивание замка к туесу,
нарезание березовых полосок для плетения,
оплетка туеса, крепление боковой поверхности
туеса к донышку, нанесение рисунка на туес,
обтачивание крышек и донышек к туесам
(соблюдение правил по технике безопасности).
Весь класс выполняет работу из бересты,
применяя свойства геометрических фигур.
VI. Итог урока
– Какая тема факультативного занятия? ("Геометрия
вокруг нас”)
– Какие цели были на занятиях? (Знать
свойства геометрических фигур и уметь применять
их на практике)
– Покажите, ребята свои звезды, которые вы
получили за свою работу...
– Молодцы, каждый из вас получил по
звезде, значит вы все знаете свойства
геометрических фигур и умеете применять их на
практике.
Так может быть есть среди геометрических фигур
более важные и главные?
СПОР
Пьеса
Как-то раз в одном геометрическом городе, на
одной геометрической улице встретились две
пространственные фигуры с двумя плоскими.
Разговор начал круг.
Круг. Здравствуйте, мистер
прямоугольник! Хороший сегодня день, не правда
ли?
Прямоугольник. Да, денек сегодня
выдался замечательный.
Конус. Приветствую Вас, мистер
Прямоугольник!
Прямоугольник. Вас так же, мистер
Конус!
Фигуры хорошо начали этот день, и все было бы
прекрасно, если бы не возник спор о том, кто лучше.
Фигуры начали хвастаться.
Конус. Заявляю, что я самый красивый, у
меня самый красивый наряд!
Круг (насмешливо). Подумаешь! 3ато
мы, плоские фигуры, любим играть в прятки, и нас
еще никто ни разу не нашел!
Призма. Это почему же?!
Круг. Если нас посмотреть сбоку, то нас
невозможно увидеть, у нас совсем совсем нет
толщены. А если на нас посмотреть сверху, то нас
тоже не видно, правда, для этого мы должны быть
одного цвета с тем, на чем лежим. Например, стол
желтый и я, круг – желтый. Лягу на стол (ложится),
и никто меня не видит!
Конус. Подумаешь, важности какие в
прятки играть! Зато я умею кататься вокруг своей
машины. Это очень красиво!
Прямоугольник. Да, красиво. А мы,
плоские фигуры, играем большую роль в развертках
ваших поверхностей, господа пространственные
фигуры!
Цилиндр (немного недоверчиво). И в
моей?
Прямоугольник. Развертка цилиндра
состоит из двух кругов...
Круг. Это я!
Прямоугольник. ... И из прямоугольника.
Круг (показывает на прямоугольник).
Это он!
Так фигуры и ссорились бы весь день, если бы
не вмешался Мудрый Шар.
Вывод. Нет фигур хуже и лучше. Все
фигуры важны и нужны, и у каждой свое
предназначение и спорить тут нечего, а вам в
школе – ученикам нужно изучать свойства всех
геометрических фигур на плоскости в
пространстве и уметь применять их в жизни на
практике.
VII. Домашнее задание.
Принести изделия из бересты, повторить все о
цилиндре и доделать поделки.
|