Из года в год, жизнь диктует новые требования
нашим ученикам, нашим выпускникам. Переходя с
моими учениками из класса в класс, я стараюсь
реально оценивать требования предъявляемые им
при сдаче ЕГЭ и со стороны тех учебных заведений,
в которых они будут продолжать своё образование.
Эти факторы, и те, что будут перечислены ниже,
повлияли на выбор актуальной темы, над которой я
сейчас и работаю: "Зачет как один из основных
видов контроля знаний учащихся старших
классов”.
Обоснование приоритета, проведения
контроля знаний учащихся старших классов в виде
зачетов
Наряду, с обеспечением высокой математической
подготовки учащихся, которые в дальнейшем в
своей профессиональной деятельности будут
пользоваться математикой, важнейшей задачей
обучения является обеспечение некоторого
гарантированного уровня математической
подготовки всех школьников независимо от
специальности, которую они изберут в дальнейшем.
Школа закладывает необходимую систему знаний,
которая составит прочный фундамент последующего
образования. Выпускники школы должны уметь
самостоятельно применять теоретические знания,
овладевать навыками и умениями самообразования,
стремиться к продолжению своего образования. Для
решения этой задачи используются многие пути.
Задачи обучения должны решаться комплексно, с
учетом возрастных особенностей учащихся,
специфики математики как науки и учебного
предмета, определяющей её роль и место в общей
системе школьного обучения и воспитания.
Существующая в школе практика проведения
зачетов даёт возможность оценить конкретные
знания и умения ученика по каждой теме.
Зачетная система и совершенствование
учебного процесса
Уточним само понятие "зачетная система”.
Зачеты составляют главное в зачетной системе,
её ядро, но не исчерпывают её. Зачетная система
характеризуется следующими признаками:
а) программный материал по предмету делится на
определённое число зачетных разделов;
б) каждый зачетный раздел представляет собой
этап в формировании знаний и умений учащихся;
в) проверка знаний и умений, учащихся по
зачетному разделу осуществляется путём
проведения зачетов, которые сочетаются с текущим
учетом знаний на уроке;
г) каждому зачету предшествует специальная,
целенаправленная подготовка учащихся на уроках,
консультациях и в процессе самостоятельной
домашней работы;
д) зачеты проводятся в специально отведенное
для этого расписанием учебных занятий время.
Главный результат введения зачетной системы -
её влияние на усвоение учащимися программного
материала: более глубокое, осознанное усвоение
учебного материала; объективность проверки
знаний, т. к. итоговые оценки становятся более
весомыми, точнее отражают действительный
уровень знаний учащихся.
Работа в "зачетной системе” предъявляет
повышенные требования к уровню знаний учащихся и
к их самостоятельности. Учащиеся должны уметь
систематизировать довольно значительный по
объёму материал зачетного раздела, вычленять в
нём главное, уметь использовать при подготовке к
зачету, помимо учебника, и другие источники
знаний - всё это создаёт необходимые условия для
повышения качества знаний, изменить структуру
урока.
При обычном режиме школьного обучающего
процесса одним из существенных недостатков
урока является чрезмерная затрата времени (в
среднем до 40%) на опрос и проверку домашнего
заданий, ответы на затруднения, возникшие при
выполнении домашнего задания, при
незначительной затрате времени на закреплении,
тренировку и инструктаж к домашней работе. Здесь
же, можно сократить время на проверку домашнего
задания и опрос, сочетая их с подготовительным
повторением в начале урока, либо с закреплением
материала.
В результате уроки принимают более целостный
характер, все звенья направляются на решение
одних и тех же образовательных и воспитательных
задач. Возникла возможность более разнообразно и
рационально строить систему уроков, выросла доля
вводных и повторительно-обобщающих уроков,
семинаров, уроков изучения нового материала,
уроков обучения приёмам самостоятельной работы.
Соотношение зачетов и текущей проверки
знаний
В условиях зачетной системы текущая проверка
знаний учащихся решает несколько задач:
а) выявляет подготовленность к изучению нового
материала;
б) способствует установлению связей между
новым и ранее изучавшимся материалом;
в) выявляет усвоение учащимися материала урока;
г) стимулирует систематическую домашнюю работу
учащихся.
Формы текущей проверки:
- краткий опрос в начале урока (проводится с целью
установления связи нового материала, с ранее
пройденным);
- беседы по изучаемому материалу;
- обучающие и тренировочные упражнения;
- практические работы;
- письменные контрольные работы по основным
вопросам зачетного раздела;
- семинарские занятия;
- повторительно - обобщающие уроки.
В ходе текущей проверки учащимся предлагаются
вопросы и задания таких типов, которые будут
использоваться на зачете по данному разделу
Важную роль в организации
учебно-воспитательного процесса играют
обучающие и проверочные самостоятельные работы.
Основной принцип проведения контроля знаний при
такой форме работы - минимизация стресса детей.
Атмосфера в классе при их проведении должна быть
спокойной и доброжелательной, а ошибки
воспринимаются не более, чем сигнал для их
доработки и устранения. Цель самостоятельных
работ - выявить и своевременно устранить
имеющиеся пробелы знаний.
Практика показывает, что обойтись без
домашнего задания нельзя, и, прежде всего потому,
что формирование умений самостоятельной работы
возможно в том случае, если учащиеся могут
работать без непосредственной помощи учителя. а) выяснить уровень усвоения учащимися
основных вопросов зачетного раздела;
б) проверить, как они овладели умениями,
формировавшимися в ходе изучения зачетного
раздела;
в) способствовать систематизации и обобщению
знаний в целом по сдаваемому разделу;
г) стимулировать развитие познавательной
самостоятельности учащихся.
При работе по зачетной системе меняются и
требования к выставлению полугодовых и итоговых
оценок, которые выставляются только на основании
итоговых отметок за зачетный раздел, т. к. текущая
оценка, поставленная нередко за краткий ответ на
несложный вопрос, а суммарная - за зачетный
раздел.
Подготовка к зачетам
В широком смысле под подготовкой к зачету
понимается вся система уроков, консультаций,
домашних заданий. Направленность этой
подготовки обеспечивается постановкой на уроках
познавательных проблем, раскрывающих главное
содержание раздела.
Необходимым условием поставленных задач
является самостоятельная работа учащихся в
классе и дома, направленная на осмысление,
усвоение, обобщение и систематизацию
программного материала и на овладение
учебно-познавательными умениями. Число
эффективных приёмов формирования
самостоятельности учащихся относится создание
проблемных ситуаций. Они создаются при поиске
наиболее рационального решения, постановкой
вопросов, требующих самостоятельного
размышления - всё это неразрывно связано, с
умением анализировать определенный тип
материала, пользоваться учебником и другими
источниками знаний, доказывать, сравнивать,
обобщать.
При подготовке к зачетам важную роль играют вводно-повторительные
уроки. На них разъясняется цель обучения,
требования, наиболее важные пути подхода к
самостоятельному анализу изучаемого материала.
На протяжении всех уроков по зачетному разделу
проводится систематизация и обобщение знаний.
Разъяснение и закрепление на уроке нового
материала в определенной последовательности
помогает учащимся лучше понять логику предмета.
По мере изучения нового материала учитель
называет примерные вопросы, которые будут
предложены на зачете, разъясняет, какие задания и
упражнения следует выполнить дома,
предупреждает учащихся о возможных трудностях.
Зачету обязательно должен предшествовать
повторительно-обобщающий урок по данному
разделу. Он может быть направлен либо
преимущественно на систематизацию и обобщение
всего изученного материала, либо на его
осмысление с какой-то новой точки зрения. Но в
обоих случаях в поле зрения учащихся находится
материал всего раздела. Заключительные уроки по
зачетному разделу программы, посвященные
повторению пройденного, наиболее эффективны в
том случае, если в ходе изучения нового материала
учитель проводит учащихся через ряд
"промежуточных обобщений”, готовя их к
обобщающей работе более высокого уровня.
Можно рассматривать различные вариации
построения схем проведения таких уроков,
например, при подготовке к зачету по теме: "Логарифмы.
Основные свойства. График логарифмической
функции. Решение логарифмических уравнений и
неравенств”.
При подготовке к зачету проводятся
индивидуальные консультации по содержанию
учебного предмета. Здесь учитель восполняет
пробелы, возникающие, у отдельных учащихся, как
следствие недостаточной подготовленности к
усвоению учебного материала. Большую роль здесь
играют "Вопросы подготовки к зачету”, в которых
указываются темы заданий, предлагаемых на
зачете, характерные примеры и упражнения по
зачетному разделу.
Вопросы полностью отражают
содержание зачета.
Ученик, добросовестно выполнивший данные
задания и не встретивший затруднений, может быть
уверен в успешной сдаче зачета. Данные вопросы
предлагаются за неделю до проведения зачета.
Перед написанием зачетной работы, я
обязательно обговариваю критерии оценки. В
данном случае: "3” - это выполнение 5 заданий; "4”
- выполнение 8 заданий; "5” - это выполнение 9, как
минимум, заданий из 10. Хотя критерий оценки может
колебаться, в зависимости от подбора класса.
Зачеты по тригонометрическим темам всегда
вызывают у детей определённые трудности. Связано
это, конечно же, с рядом причин, но, пожалуй,
главной является то, что этой темой
заканчивается курс основной школы, при
прохождении которой уже все нацелены на
подготовку к экзаменам, надеясь на то, что тому,
кто пойдёт учиться дальше, придется ей вплотную
заниматься, а таких, увы, становиться всё меньше.
Приходя же в 10 класс, по воле судьбы, учащиеся не
успевают восполнить пробелы, поэтому в слабых
классах результаты этих зачетов весьма невысоки.
Если же ребенок осознанно идет к продолжению
обучения, то весь материал по данной теме, усвоив
в 9 классе, придя в 10 класс, он системно повторяет,
добавляет новые знания, связанные с функциями, и
успешно пишет зачеты.
Методика проведения зачетов
Содержание зачетов
На зачете проверяются знания учащихся. При
отборе материала для опроса на зачете, следует,
прежде всего, исходить, из оценки значимости
данного программного вопроса в общей системе
учебного предмета. На зачет необходимо выносить
следующее:
- материал, составляющий основную теоретическую
часть данного зачетного раздела, на основе
которого формируются ведущие понятия курса;
- фактический материал, составляющий основу
предмета;
- решение типовых задач и примеров, выполнение
заданий, позволяющих судить об уровне умения
применять знания;
- задания и вопросы, требующие от учащихся
навыков самостоятельной работы, умений работать
с учебником, таблицами и т. д.
Принимая зачеты, учитель получает информацию
не только о качестве знаний отдельных учащихся,
но и о том, как усвоен материал классом в целом.
Важно выяснить, какие вопросы усвоены учениками,
над, чем следует дополнительно поработать,
какими умениями ученики пока не смогли овладеть.
Поэтому отбираются вопросы, которые в
совокупности охватывают все основное содержание
зачетного раздела, при решении которых, можно
видеть, как учащиеся овладели всеми умениями,
запланированными при изучении данного зачетного
раздела.
Индивидуализация зачетов
Индивидуализация зачета педагогически
целесообразна, так как создает благоприятные
условия для развития учащихся. Она может
осуществляться по видам работы на зачете, по
трудности вопросов и заданий и по объёму
учебного материала, знание которого проверяется.
Важно разработать для зачетов систему
вопросов, различающихся уровнем трудности. Не
всегда удаётся точно определить трудность
вопроса. Но всё-таки, такая система вопросов
позволяет учитывать индивидуальные возможности
каждого ученика и развивать его
самостоятельность, постепенно повышая уровень
трудности вопросов на уроках и зачетах.
Виды зачетов
В практике сложились следующие основные виды
приёма зачета:
а) письменный зачет;
б) устный зачет;
в) комбинированный зачет;
г) домашняя зачетная работа.
Письменный зачет должен удовлетворять
требованиям:
1. Задачи и примеры должны охватывать основные,
ведущие понятия данного зачетного раздела. По
возможности задания должны быть
комбинированного характера, чтобы в ходе их
решения можно было выявить знания системы
понятий, изучаемых в данной теме.
2. Письменные работы должны выполняться
самостоятельно (нужно иметь4-6 вариантов заданий).
3. Задания должны быть рассчитаны на учащихся со
средним уровнем подготовки, и содержать задания
продвинутого уровня. Критерий оценки зависит от
набора заданий, которые выполняются учеником, и
от их количества.
4. Могут входить вопросы теоретического
характера (вывод формул, доказательство теорем и
др.).
Устный зачет целесообразно принимать, если
основное содержание изученного материала
составляют теория и факты.
Комбинированный зачет наиболее эффективен
при изучении тем, которые содержат большой по
объёму теоретический материал, усвоение знаний
по теме связано при этом одновременно с решением
задач.
Типы комбинированного зачета:
1) устно-письменный зачет;
2) устно-практический зачет.
Домашние зачетные работы учащиеся выполняют
по ходу изучения в классе материала зачетного
раздела. Домашняя зачетная работа включает
больший по объему материал. Проведение зачетной
работы преследует цель не только проверить, но и
углубить знания ученика (исследование функции).
Я применила данный вид работы при изучении темы
"Исследование функции и построение её графика”
в 10 классе. Поскольку проведение контрольной
работы, которая включала бы в себя все важные
вопросы данной темы, потребовала бы затраты не
одного урока и даже не двух, я предлагаю
выполнить эту контрольную работу дома. Её
выполнение требует от ребят исследовательской
работы, использование справочного материала,
серьезной систематизации полученных знаний. В
связи с тем, что теме "Функции” в программе
старших классов уделяется большое внимание,
ребятам предлагается контрольная работа двух
уровней (см. Приложение4), содержащая задания
различной степени сложности в зависимости от их
подготовки.
Отслеживаются результаты зачетов, контрольных
работ, самостоятельных работ, индивидуальной
работы с помощью зачетно-технологических карт.
Зачетно-технологическая карта составляется по
каждой, из проходимой тем. Согласно теме в неё
вносятся необходимые умения и навыки. После
любой текущей проверки в неё заносятся
достигнутые результаты. Эти результаты
оцениваются по 10-бальной шкале:
1-2 -"1”
3-4 - "2”
5-6 - "3”
7-8 - "4”
9-10 - "5”.
Сначала подсчитывается общее количество
баллов за работу. Потом подводиться общий
рейтинг по предмету. Это то же позволяет
стимулировать активность учащихся. Показывает
уровень приобретённых умений и навыков,
указывая, над чем, необходимо ещё поработать
перед очередной работой по данной теме. Сюда же
записываются темы, выносимые на самообразование,
определяются сроки, вид контроля.
Положительные и отрицательные аспекты
проведения зачётов
Введение зачетной системы оказало
положительное влияние на отношение учащихся к
учебе. Многие ученики убедились в том, что они
могут овладевать большим по объёму, сложным
материалом, могут научиться решать задачи,
казавшиеся ранее недоступными.
Понимая значимость образования, можно подвести
некоторые итоги.
1. Проведение зачетов даёт возможность оценить
конкретные знания и умения ученика по каждой
теме, указать на пробелы, дать возможность их
устранить.
2. Повысилось качество знаний по дисциплине, т.
е. учащиеся осознали необходимость не стихийного
выполнения домашнего задания, а системного, т. к.
от уровня проработки типичных заданий дома,
зависит уровень восприятия нового материала на
следующем уроке. Плюс к этому, в процессе
самоподготовки всплывают пробелы в знаниях, как
наследство от прежних недоработок, которые
требуют дополнительной работы дома, а порой и
разъяснений со стороны учителя.
3. Хорошие знания по математике, высокая
культура математических расчетов, знание
тригонометрических формул, их преобразований,
приёмов дифференцирования, нахождения
производных, построение графиков, чтение
графиков --- позволяет ребятам показывать хорошие
знания по смежным дисциплинам: физике, химии,
биологии.
4. Самообразование, усидчивость, умение
работать со справочной литературой, решать
задачи повышенной сложности, не сдаваться при
получении неверного результата, общение с
одноклассниками по спорным вопросам, поиск
простых неординарных решений --- всё это приводит
ребенка к самоутверждению, признанию его
способностей сверстниками.
5. Работа на зачетах в строго
регламентированных временных рамках, заставляет
учеников ценить предоставленное время, сразу
включаться в работу. На зачетах нет времени на
раскачку, на разговоры, на подсказки. Зачеты
составлены таким образом, что для того, что бы
получить максимальный бал, ученик должен
выложиться полностью, показав тем самым, что его
предварительная работа была очень серьёзной.
Это качество является неотъемлемой частью
успеха при сдаче ЕГЭ, при поступлении в высшее
учебное заведение (где, экзамены в виде
тестирования), при написании контрольных работ
на вступительных экзаменах в ВУЗах.
Конечно же, проведение зачетов имеет и
недостатки:
1. Подбор детей в классах, тем более в обычных
школах, очень неоднозначен, год на год не
приходиться. Поэтому, не всегда качество знаний
может достигать хороших результатов. Подчас,
ученики очень инертны, не желают усложнять себе
жизнь. Особенно это заметно, когда происходит
смена учителя, естественно и смена требований.
2. Сложно для детей со слабо развитыми
вычислительными навыками, для детей не склонных
к восприятию математики. Хотя в зачетах и
предусмотрены различные критерии оценки.
3. Проведение зачетов и несовершенство в
составлении расписания уроков, приводит детей к
перегрузкам.
Тем не менее, я считаю, что проведение зачетов в
старших классах, это очень перспективное
направление работы, актуальное в настоящее
время. Ко всем ранее перечисленным достоинствам
и в начале этой статьи, и указанных в заключении
можно добавить ещё одно, чисто психологическое ---
проходя через систему зачетов, ребёнок
взрослеет. Он стоит перед выбором, перед выбором
сиюминутного отдыха и безделья, и перед
перспективой получения хорошей оценки,
аттестата, но для этого не откладывая надо
начинать работать. Работать много, наверстывая
упущенное, идя к заветной цели, но уже во взрослой
жизни, создавая её, уже в школе.
|