Суббота, 16.01.2021, 09:40
Ш  К  О  Л  А     П  И  Ф  А  Г  О  Р  А
      Предмет математики настолько серьезен, что нужно
не упускать случая, сделать его немного занимательным".
                                                                           Блез Паскаль
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
ПАМЯТКИ ПО МАТЕМАТИКЕ   ВЕЛИКИЕ МАТЕМАТИКИ   ТЕОРИЯ ЧИСЕЛ   МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА
УРОКИ МАТЕМАТИКИ В ШКОЛЕ


МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КЛАДОВАЯ


В МИРЕ ЗАДАЧ
ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ
МАТЕМАТИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ВАРИ, КОТЕЛОК!
УДИВИТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА
ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА
В МИРЕ ИНТЕРЕСНОГО
Категории раздела
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ [183]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ [81]
ЗАДАЧИ НА ВЫРОСТ [141]
НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ МАТЕМАТИКИ [26]
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ [37]
ИНФОРМАТИКА В ИГРАХ И ЗАДАЧАХ ДЛЯ ПЯТИКЛАССНИКОВ [120]
УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ [5]
МАТЕМАТИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ [28]
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ ИНФОРМАТИКИ [81]
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ [25]
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ [10]
МУЛЬТИМЕДИА И ВИРТУАЛЬНЫЕ МИРЫ [20]
ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО МАТЕМАТИКЕ [24]
ТЕОРИЯ ЧИСЕЛ [36]
СФЕРЛАНДИЯ [32]
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ИНФОРМАТИКЕ [10]
В МИРЕ ЗАДАЧ [182]
УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ В МИР МАТЕМАТИКИ [30]
МАТЕМАТИКА В 10 КЛАССЕ [34]
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ [155]
МЕТОДИЧЕСКИЕ НАРАБОТКИ [82]
ПРЕПОДАЕМ АЛГЕБРУ И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА [143]
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ К УРОКАМ [27]
МИР МАТЕМАТИКИ [778]
ОНЛАЙН-УЧЕБНИК ИНФОРМАТИКИ. 6 КЛАСС [36]
ПОДГОТОВКА К ГИА [11]
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО АЛГЕБРЕ. 10 КЛАСС [45]
ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО ИНФОРМАТИКЕ [26]
МАТЕМАТИКА В 5 КЛАССЕ [43]
МАТЕМАТИКА. 7 КЛАСС [69]
АЛГЕБРА. 8 КЛАСС [25]
МАТЕМАТИКА. 9 КЛАСС [9]
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ/АЛГЕБРА [29]
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ/ГЕОМЕТРИЯ [12]
ОЛИМПИАДЫ ПО МАТЕМАТИКЕ [55]
РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К УРОКАМ ИНФОРМАТИКИ [90]
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЧУДЕСА И ТАЙНЫ [70]
МАТЕМАТИКА 8 КЛАСС [9]
МАТЕМАТИКА. 6 КЛАСС [78]
ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ [12]
ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ [0]
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ НАУКИ [47]
ГЕОМЕТРИЯ [0]
ГЕОМЕТРИЯ. 8 КЛАСС [36]
ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ [31]
ЗАДАЧНИКИ ПО ИНФОРМАТИКЕ [26]
ЗАДАНИЯ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ СЛОЖНОСТИ [29]
ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ [7]
ПРОГРАММИРОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ [82]
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » Файлы » НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ МАТЕМАТИКИ

Заседание математического кружка "Все дело в методе"
27.08.2014, 09:07

Цель: решение олимпиадных задач.

Задача: научить применять различные методы к решению задач.

ХОД ЗАНЯТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО КРУЖКА

На сцене темно. Тихо звучит приятная музыка. Зажигается свет. Включается проектор. На экране (слайд): гостиная в доме 221-б на Бейкер-стрит. На сцене: Шерлок Холмс сидит в кресле и просматривает вечернюю газету. Входит Ватсон.

Холмс. Здравствуйте, друг мой, Ватсон. Я вижу, вы решили на время забыть о медицине и заняться геометрией.

Ватсон. Но как вы узнали?

Холмс. У вас из кармана торчит номер вчерашней газеты с конкурсом олимпиадных задач. Видно, что вы извели немало чернил, потратили много драгоценных минут, пытаясь решить хотя бы одну из задач.

Ватсон. Однако с чего вы взяли, Холмс, что я не решил ни одной задачи? Хотя правда, так оно и есть. Я ничего не смог решить.

Холмс. Не обижайтесь, дорогой Ватсон. Кстати, все задачи решаются практически одинаково, если к ним конечно, правильно подойти и применить нужные методы решения. Правда, я не видел еще задач этого конкурса, но… Впрочем, давайте вместе посмотрим.

На экране:

Задача 1. Точка О находится внутри квадрата АВСD, причем углы ОСВ и ОВС имеют величину 15 градусов. Докажите, что треугольник ОАD – равносторонний.

Ватсон.  По загадочности эта задача напоминает мне дело о похищении персидского шаха. Вы помните, Ватсон, как все это было?

Холмс. Да что вы, друг мой! Все гораздо проще. Излагаю вам решение прямо сейчас. Применим здесь «метод обратного хода». Я думаю, что из решения вы поймете, в чем он состоит. Рассмотрим точку Х, которая является третьей вершиной равностороннего треугольника, две вершины которого – точки A и D.

Ватсон.Но таких точек две.

Холмс.Непременно, мы возьмем ту, которая лежит внутри квадрата и найдем углы ХВС и ХСВ. Ну, Ватсон, тут вам как приверженцу точных наук и карты в руки. Сосчитали?

На экране: чертеж к задаче.

Ватсон. Сейчас, сейчас… Надо воспользоваться тем, что ВАХ и ХСD – равнобедренные треугольники. Ба! Да ведь эти углы равны по 15 градусов! Ну и что же…

Холмс. Да ведь это означает, что точки О и Х совпадают. Это же элементарно, Ватсон.

Ватсон. Потрясающе! Но … во второй задаче этот ваш метод не поможет.

Холмс. Ну, так мы применим другой мкетод. Итак…

На экране:

Задача 2. В выпуклом четырехугольнике АВСD длины сторон равны a, b, c, d. Докажите, что площадь четырехугольника АВСD не превосходит 1/2(a + b)(c + d).

Холмс. Да, это совсем другая задача, совсем другого типа…Мне Ватсон сразу вспоминается шифр профессора Мориарти.

Ватсон. Да, это была хитрая штука. Все-таки он был великолепным математиком. Но вы отвлеклись, Холмс!

Холмс. Это вы замечтались, Ватсон. За это время я уже решил вашу задачу. Послушайте: сначала раскроем скобки и упростим. (На экране: упрощение выражения). Нужно изменить подход к решению задачи. Запомните, Ватсон, «метод упрощения»: сначала нужно перебрать самые простые и естественные пути решения задачи.

На экране: чертеж к задаче.

Ватсон. Доказать, что сумма ad + bc не меньше удвоенной площади четырехугольника, я и сам умею: ad не меньше удвоенной площади треугольника АВD, а bc не меньше удвоенной площади треугольника ВСD – вот и все. А что делать с выражением ac + bd?

Холмс. Тут вам поможет «метод аналогии». Надо только последовательно и логично мыслить, друг мой, – это необходимо в математике, как и в криминалистике. За счет чего вам удалась предыдущая оценка? Вам помогло то, что стороны a, d и в, с находятся рядом, не так ли? Значит, надо сделать так, чтобы рядом оказались а и с.

Ватсон. А b и d?

Холмс. Ватсон, только подумайте, если a и с будут рядом, то b и d, конечно же, также будут рядом. Так что всегда надо проверять, не являются ли какие-то условия лишними. Итак, что же нужно сделать с нашим четырехугольником, чтобы его площадь не изменилась, а стороны а и с оказались рядом? … Что же вы, друг мой молчите… А с вами ли ваш скальпель?

Ватсон. Нет, не со мной. Зачем он вам...   Гениально! Я догадался! В самом деле, надо просто разрезать АВСD по диагонали ВD и … перевернуть одну  из частей.  (На экране: чертеж к задаче).  Тогда рассуждая так же, как и раньше, получаем, что ас+bd не меньше удвоенной площади четырехугольника АВСD. Складываем два неравенства и получаем то, что и требовалось доказать. Просто замечательно!!!

Холмс. Заметьте, что тут мы использовали «динамический метод», изменив по ходу решения задачи ее данные. Это вообще замечательно. Метод гласит: изменяйте все, что вам угодно, в задаче – формулировку, данные задачи, то, что вам нужно доказать – лишь бы решение новой задачи давало решение старой. Ну, например, если вам нужно поймать преступника, то не забывайте, что он живой человек и может свободно передвигаться по театру вами придуманных  боевых действий.

Ватсон. Что-то я не понимаю вас…

Холмс. А вот давайте, Ватсон, вместе посмотрим на третью задачу.

Ватсон. Только я вас умоляю, Холмс, рассказывайте сразу ход ваших мыслей, а не просто решение. Я уже стал удивляться.

Холмс. Я постараюсь, друг мой. Итак…

На экране:

Задача 3. Две окружности С1 и С2 пересекаются под прямым углом в точках А и В. Точка Х лежит на первой окружности, но внутри второй. Лучи АХ и ВХ пересекают окружность С2 в Р и К. Докажите, что отрезок РК является диаметром окружности С2.

Ватсон. Условие этой задачи я просто не понял. Что значит – окружности пересекаются под прямым углом? Бред какой-то!

Холмс. Да нет же, Ватсон! Это просто означает, что касательные к ним в точках пересечения перпендикулярны. Так вот, смотрите, как работает здесь «метод динамики». Давайте подвинем точку Х по дуге АВ окружности С1 – она станет точкой Х1, а лучи АХ1 и ВХ1 будут пересекать окружность С2 в точках Р1 и К1 – посмотрите на чертеж. (На экране: чертеж к задаче). Очевидно, что углы Х1АХ и Х1ВХ равны. Значит, равны угловые величины дуг РР1 и КК1. А это означает, что дуга Р1К1 равна дуге РК.

Ватсон. Но как вам пришло в голову доказать именно это, Холмс?

Холмс. Но подумайте сами, друг мой, если при любом положении точки Х на дуге АВ отрезок РК – диаметр, то как бы мы ни сдвинули точку Х, угловая величина дуги РК не должна изменяться. Если верно то, что нужно доказать в задаче, то, очевидно, должно быть верно и это. Опять «метод обратного хода». А теперь, Ватсон, продолжим двигать точку Х до точки B.  Что получим? Дуга РК будет равна 180о.

Ватсон. Это ещепочему же? Ах, да, я забыл, мы пользуемся тем, что окружности пересекаются под прямым углом. Надо использовать все данные задачи и все время помнить о том, что они должны быть как-то использованы.

Холмс. Когда используем все данные задача, я называю это «методом полноты решения».

Ватсон. Можно подумать, что у вас в каждом кармане по методу!

Холмс. Нет, дорогой друг, они у меня в голове. Должен, вам, впрочем, заметить, что этот метод иногда не применим в реальной жизни. Некоторые факты, с первого взгляда подозрительные или прямо указывающие на преступника, затем оказываются чистой случайностью или отвлекающими маневрами настоящего виновного. Вспомните хотя бы дело о берилловой диадеме… Ну и, наконец, последняя задача.

На экране:

Задача 4. АВС – равнобедренный треугольник с углом при вершине С, равным 20о. Точки М и Н взяты на сторонах АС и ВС так, что величина угла НАВ – 50о, угла МВАК – 60о. Докажите, что угол НМВ равен 30о.

На экране: чертеж к задаче.

Ватсон. Я пытался было вычислить этот угол с помощью формул тригонометрии…

Холмс. Друг мой, берегите здоровье! Лучше почитайте газеты, а я уделю этой задаче несколько минут.

Пять-шесть минут Ватсон читает газету, Холмс и все присутствующие изучают рисунок. Слышна тихая спокойная музыка.

Холмс. Итак, Ватсон, слушайте решение. Задача, действительно не из простых. Рассмотрим на стороне ВС точку Р такую, что величина угла РАВ = 60о. Ясно, что прямая РМ параллельна прямой АВ и что треугольник РКМ (а К, Ватсон, это точка пересечения отрезков РА и ВМ) – равносторонний. Так как треугольник ВНА равнобедренный, то длины отрезков ВН, ВА и ВК равны и углы ВНК и ВКН равны по 80о. Отсюда мы легко получаем, что угол НКР = 40о. Но угол НРК также равен 40о. Значит, треугольник НКР – равнобедренный, и, следовательно, МН – биссектриса угла ВМР. Следовательно, величина угла НМВ равна половине угла КМР и равна 30о. Вот и все.

Ватсон. Но как?! Как вы ухитрились придумать это решение?

Холмс. Ну что же, милый Ватсон, я, пожалуй, мог бы вам рассказать захватывающую историю о том, как я, при помощи десятка умело подобранных методов, придумал решение… Не смейтесь, Ватсон, некоторые методы мне, конечно, пригодились. Например, замечательный «метод цели» – надо все время помнить, что осталось сделать для достижения цели. Ну и еще некоторые мелочи… Однако, друг мой, для решения задачи требуется и еще кое-что, кроме набора стандартных правил размышления. Еще нужны и такие вещи, как опыт и интуиция. Неужели вы думаете, что все так просто – надо только выучить много «методов» и научиться их применять в какой-то последовательности? К счастью, человеческое мышление есть нечто неизмеримо большее…  Хотя, конечно, и эти «методы», которые по сути своей есть не что иное, как штампы мысли, могут принести реальную пользу. Ничем рациональным пренебрегать нельзя, Ватсон!

Ватсон. Ого! Послушайте, Холмс: «Вчера ночью неизвестные злоумышленники украли из сейфа редакции газеты главный приз ежегодного конкурса геометрических задач – золотой лист Мебиуса…» Дорогой Ватсон, поймать этих преступников для вас и для меня – дело принципа!

Свет гаснет, заключительный аккорды музыки.

Домашнее задание:

Помните в каждой задаче своя «изюминка».

  1. Точка В лежит внутри прямого угла с вершиной О, а точки А и С – на двух его сторонах. Докажите, что периметр треугольника АВС не меньше удвоенной длины отрезка ОВ.
  2. Безрукий вор хочет столкнуть носом какую-нибудь монету со стола у менялы, не задев его остальных монет (чтобы не звякнуть). Удастся ли это ему? Монеты круглые, размеры их, возможно, различны и лежат они, не касаясь друг друга.
Категория: НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ МАТЕМАТИКИ | Добавил: admin | Теги: алгебра в школе, Геометрия, новаторский урок математики, математика в школе, методическая разработка урока матем, нестандартные уроки математики
Просмотров: 1623 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
УЧИТЕЛЮ ИНФОРМАТИКИ
КОНСПЕКТЫ УРОКОВ
ВНЕКЛАССНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ
ПОСОБИЯ И МЕТОДИЧКИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ
ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ


ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ


ИНФОРМАТИКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
ИНФОРМАТИКА В 3 КЛАССЕ
ИНФОРМАТИКА В 4 КЛАССЕ
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ. 3 КЛАСС
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ. 4 КЛАСС
ПРОГРАММИРОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ
СКАЗКА "ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОШИ"
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ
ВИКТОРИНЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ЧАСТУШКИ
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Поиск


Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2021
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru