Ключевые слова:
- таблица типа «объекты—свойства»
- таблица типа «объекты—объекты-один»
- вычислительная таблица
- взаимно однозначное соответствие
Правила оформления таблицы
Для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств, наиболее часто используются таблицы.
Вам хорошо известно табличное представление расписания уроков, в
табличной форме представляются расписания движения автобусов, самолётов,
поездов и многое другое.
Представленная в таблице информация наглядна, компактна и легко обозрима.
В таблице может содержаться информация о различных свойствах
объектов, об объектах одного класса и разных классов, об отдельных
объектах и группах объектов.
Необходимо соблюдать следующие правила оформления таблиц.
- Заголовок таблицы должен давать представление о содержащейся в ней информации.
- Заголовки столбцов и строк должны быть краткими, не содержать лишних слов и, по возможности, сокращений.
- Для числовых величин в таблице должны быть указаны единицы
измерения. Если они общие для всей таблицы, то указываются в заголовке
таблицы (либо в скобках, либо через запятую после названия). Если
единицы измерения различаются, то они указываются в заголовках
соответствующих строк или столбцов.
- Желательно, чтобы все ячейки таблицы были заполнены. При необходимости в них заносят следующие условные обозначения:
? — данные неизвестны;
х — данные невозможны;
↓ — данные должны быть взяты из вышележащей ячейки.
Для того чтобы на основании информации, представленной в текстовой форме, составить табличную модель, необходимо:
- выделить в тексте имена объектов, имена свойств объектов и значения свойств объектов;
- уточнить структуру таблицы;
- заполнить таблицу, перенеся в неё информацию из текста.
При выделении в тексте имён объектов, имён свойств и их значений
удобно подчёркивать их разными линиями. Договоримся подчёркивать имена
объектов прямой, имена свойств — двойной, а значения свойств —
пунктирной линией.
Например:
Каждое из рассмотренных в этих примерах свойств («столица»,
«глубина», «имя») характеризует только один объект. Такие свойства будем
называть одиночными.
Очень часто свойство характеризует сразу пару объектов. Такое парное свойство договоримся подчёркивать тройной линией.
Например:
Таблица типа «объекты-свойства» (ОС)
Таблица типа «объекты-свойства» — это таблица, содержащая информацию о
свойствах отдельных объектов, принадлежащих одному классу (рис. 32).
Рис. 32
Количество строк в таблице зависит от количества имеющихся
объектов, а количество столбцов — от количества рассматриваемых свойств.
Пример 1
Таблица 3. Города Золотого кольца России
В таблице 3 приведена информация о некоторых древних русских
городах, хранящих уникальные памятники нашей культуры и истории и
образующих всемирно известное Золотое кольцо России. Эта информация
отражена в заголовке таблицы.
В таблице представлены объекты «Владимир», «Кострома»,
«Переславль-Залвеский» и «Гусь-Хрустальный», принадлежащие классу
«город». Для каждого объекта приведены значения свойств «год основания»,
«основатель» и «достопримечательность», выраженные числами и словами.
В маленьких таблицах (из 3-4 строк) объекты можно перечислять в
произвольном порядке. Если объектов в таблице много, то располагать их
надо в некотором осмысленном порядке, согласно некоторому правилу.
Например, в таблице 3 города могут быть перечислены: в алфавитном
порядке по возрастанию или убыванию годов их основания.
Если в таблице типа ОС свойств больше, чем объектов, то её можно
«повернуть набок» — строки превратить в столбцы, а столбцы — в строки.
Что именно располагать в заголовках строк и в заголовках столбцов
— объекты или свойства, — зависит от конкретной таблицы. Как правило,
таблица, в которой много строк и мало столбцов бывает удобней, чем
таблица, содержащая мало строк, но много столбцов.
Таблица типа «объекты-объекты-один» (ООО)
Таблица типа «объекты-объекты-один» — это таблица, содержащая
информацию о некотором одном свойстве пар объектов, чаще всего
принадлежащих разным классам.
Общий вид таблиц типа ООО показан на рис. 33.
Рис. 33
В этой таблице заголовоки столбцов имеют сложную (двухъярусную) структуру.
Пример 2
Таблица 4 Оценки по информатике учеников 6 класса
Таблица типа ООО может быть «повернута на бок» — строки превращены в столбцы, а столбцы — в строки (табл. 5).
Таблица 5 Оценки по информатике учеников 6 класса
В таблице типа ООО фиксируется одно свойство пары объектов,
поэтому в её ячейках всегда содержатся значения одного типа: или числа,
или слова, или графические изображения.
Пример 3
В таблице «Расстояния между городами» представлены расстояния
между парами объектов, принадлежащих одному классу «город», поэтому
объекты этого класса занесены и в строки, и в столбцы таблицы. В
результате головка таблицы «теряет» один уровень, и сама таблица
выглядит проще (табл. 6). Эта таблица также относится к типу ООО.
Таблица 6 Расстояния между городами (км)
Подобные таблицы есть в атласах автомобильных дорог. Правда, там они оформляются так (табл. 7).
Таблица 7 Расстояния между городами (км)
Пример 4
Таблица 8 Увлечения учеников 6 класса
По таблице 8 можно получить представление о том, чем увлекаются
ученики 6 класса, какие кружки и секции они посещают. Если ученик
увлекается танцами, спортом или компьютерной графикой (посещает
соответствующий кружок или секцию), то в ячейку ставится 1, а если нет —
0.
Важная особенность этой таблицы состоит в том, что в ней
фиксируются не количественные (сколько?), а качественные свойства
(наличие или отсутствие связи между объектами).
Вычислительные таблицы
Вычислительными будем называть такие таблицы, в
которых значения некоторых свойств вычисляются с использованием значений
других свойств из этой же таблицы.
Пример 5
Таблица 9 Подарочный набор для первоклассника
Эта таблица относится к типу ОС. Значения в графе «Стоимость» вычислены по формуле: цена х количество.
Последнюю строку этой таблицы будем называть итоговой. Она
предназначена для записи итогов. Итоговая строка имеет заголовок
«Итого:» или «Всего:».
В ячейках итоговой строки размещают суммы чисел из
соответствующих столбцов. Но эти суммы должны иметь смысл. Так, если
сложить все числа в столбце «Количество», то мы узнаем общее количество
предметов, входящих в подарочный набор. Общая стоимость набора находится
суммированием всех чисел, стоящих в столбце «Стоимость». А вот сумма по
столбцу «Цена» не имеет никакого смысла.
Пример 6
Собираясь на пляж, веселые человечки решили запастись
прохладительными напитками. Незнайка взял с собой 2 литра кваса, 1 литр
газировки и 1 литр малинового сиропа, Пончик — 3 литра газировки и 2
литра малинового сиропа, Торопыжка — 2 литра газировки, доктор Пилюлькин
— 1 литр кваса и 1 литр касторки.
Сколько литров напитков каждого вида взяли все человечки вместе?
Сколько всего литров напитков взял с собой каждый из человечков?
Сколько всего литров напитков взяли все человечки вместе?
Представим имеющуюся информацию о парах объектов классов
«человечек» — «напиток» в таблице типа ООО. В этом случае свойством пары
объектов будет количество (в литрах) напитка, запасённого человечком.
Таблица 10
Ответ на первый вопрос находится в итоговом столбце таблицы (он
имеет заголовок «Всего»). Ответ на второй вопрос — в итоговой строке.
Ответ на третий вопрос находится в нижней правой ячейке — на пересечении
итоговой строки и итогового столбца.
Обратите внимание, что последнее число может быть получено двумя
способами. Узнать, сколько всего напитков взяли с собой человечки,
можно, если сложить количество напитков, взятых Незнайкой, Пончиком,
Торопыжкой и Пилюлькиным (суммирование по итоговой строке). Это же число
будет получено, если сложить взятое человечками количество кваса,
газировки, малинового сиропа и касторки (суммирование по итоговому
столбцу). Эту особенность числа, стоящего в правой нижней ячейке
таблицы, можно использовать для контроля своих вычислений.
Решение логических задач с помощью нескольких таблиц
Объекты двух классов могут находиться в отношении взаимно однозначного соответствия. Это значит, что:
- в этих множествах одинаковое количество объектов;
- каждый объект первого множества связан заданным свойством только с одним объектом второго множества;
- каждый объект второго множества связан заданным свойством только с одним объектом первого множества.
В соответствующей таблице типа ООО в каждой строке и каждом столбце
будет находиться только одна 1, фиксирующая наличие связи между
объектами. Это свойство можно использовать при решении логических задач.
Пример 7
Маша, Оля, Лена и Валя — замечательные девочки. Каждая из них
играет на каком-нибудь музыкальном инструменте и говорит на одном из
иностранных языков. Инструменты и языки у них разные. Маша играет на
рояле. Девочка, которая говорит по-французски, играет на скрипке. Оля
играет на виолончели. Маша не знает итальянского языка, а Оля не владеет
английским. Лена не играет на арфе, а виолончелистка не говорит
по-итальянски. Нужно определить, на каком инструменте играет каждая из
девочек и каким иностранным языком она владеет.
В задаче рассматриваются объекты классов «девочка» (объекты с
именами «Маша», «Оля», «Лена» и «Валя»), «музыкальный инструмент»
(«рояль», «скрипка», «виолончель», «арфа») и «иностранный язык»
(«французский», «немецкий», «английский», «итальянский»). Пары
образуются из объектов классов «девочка» — «музыкальный инструмент»,
«девочка» — «иностранный язык», «музыкальный инструмент» — «иностранный
язык», причем между объектами этих классов существует взаимно
однозначное соответствие (рис. 34).
Рис. 34
В условии задачи явно указано наличие или отсутствие связи между некоторыми объектами рассматриваемых классов.
Можно построить две отдельные таблицы типа 000 для пар «девочка —
музыкальный инструмент» и «девочка — иностранный язык». Более удобно
соединить их в одну таблицу (табл. 11). Наличие свойства у пары объектов
«девочка играет на музыкальном инструменте» («девочка владеет
иностранным языком») будем обозначать 1, а его отсутствие — 0.
В рассматриваемом примере удобно вначале заполнить верхнюю часть
таблицы на основании той информации, что между множеством девочек и
множеством музыкальных инструментов существует взаимно однозначное
соответствие, а также что:
Маша играет на рояле;
Оля играет на виолончели;
Лена не играет на арфе.
Таблица 11
Теперь, учитывая связи, зафиксированные в первой части таблицы,
приступим к заполнению её второй части, используя данные из условия
задачи:
Девочка, которая говорит по-французски, играет на скрипке.
Маша не знает итальянского языка, а Оля не владеет английским.
Виолончелистка не говорит по-итальянски.
Таблица 12
Таким образом, увлечения Маши — рояль и английский, Оли —
виолончель и немецкий, Лены — скрипка и французский, Вали — арфа и
итальянский.
|