Ключевые слова:
- системный подход
- система
- структура
- системный эффект
- входы и выходы системы
- «чёрный ящик»
Разнообразие систем
Состояние сложного, составного объекта определяется не только
значениями его собственных признаков, но и состояниями объектов-частей.
Например, автомобиль переходит в состояние торможения, когда нажата
педаль тормоза.
Подход к описанию сложного объекта, при котором не просто
называют его составные части, но и рассматривают их взаимодействие и
взаимовлияние, принято называть системным подходом. При этом сложный объект называют системой, а его части — компонентами (элементами) системы.
Любой реальный объект достаточно сложен. Поэтому его можно рассматривать как систему.
Различают материальные, нематериальные и смешанные системы. В
свою очередь, материальные системы разделяют на природные и технические
(рис. 15).
Рис. 15
Примеры природных систем вам хорошо известны: Солнечная система, растение, живой организм и прочее.
Технические системы создаются людьми. Примеры технических систем: автомобиль, компьютер, система вентиляции.
Примеры нематериальных систем: разговорный язык, математический язык, нотные записи.
Смешанные системы содержат в себе материальные и нематериальные
компоненты. Среди них можно выделить так называемые социальные системы.
Социальные системы образуют люди, объединённые одним занятием,
интересами, целями, местом проживания и т. д. Примеры социальных систем:
оркестр, футбольный клуб, население города.
Состав и структура системы
Любая система определяется не только набором и признаками её
элементов, но также взаимосвязями между элементами. Одни и те же
элементы, в зависимости от объединяющих их взаимосвязей, могут
образовывать различные по своим свойствам системы. Например, из деталей
одного и того же конструктора ребёнок собирает разные сооружения.
Из одного и того же набора продуктов (мясо, капуста, картофель,
морковь, лук, помидоры) мама может приготовить первое (щи) или второе
(рагу) блюдо.
Из молекулы одного и того же химического вещества, (углерода)
состоят алмаз и графит. Но алмаз — самое твёрдое вещество в природе, а
графит — мягкий, из него делают грифели для карандашей. А всё потому,
что в алмазе молекулы углерода образуют кристаллическую структуру, а у
графита — слоистую.
Структура — это порядок объединения элементов, составляющих систему.
Состав и структуру системы описывают с помощью схемы состава. В
состав системы может входить другая система. Первую называют
надсистемой, вторую — подсистемой. Имя надсистемы на схеме состава
всегда располагают выше имён всех её подсистем. В этом случае говорят о
многоуровневой структуре системы, в которой один и тот же компонент
может одновременно быть надсистемой и подсистемой. Например, головной
мозг — подсистема нервной системы птицы и надсистема, в состав которой
входят передний мозг, средний мозг и т. д. (рис. 16).
Рис. 16
Во многих случаях связь между объектами очевидна, но не сразу понятно, в составе какой надсистемы их нужно рассматривать.
Например, дорожное покрытие изнашивается оттого, что по городу
ездят автомобили, автобусы, троллейбусы и прочие наземные транспортные
средства. Наземные транспортные средства и дороги — составные части
транспортной системы города.
Дерево может погибнуть от насекомых-вредителей, если уменьшится
численность птиц. Насекомые, птицы, деревья — компоненты системы «Парк»
или «Лес» (рис. 17).
Рис. 17
Главное свойство любой системы — возникновение системного эффекта.
Заключается оно в том, что при объединении элементов в систему у
системы появляются новые признаки, которыми не обладал ни один из
элементов в отдельности.
В качестве примера системы рассмотрим самолёт. Главное его
свойство — способность к полёту. Ни одна из составляющих его частей в
отдельности (крылья, флюзеляж, двигатели и т. д.) этим свойством не
обладает, а собранные вместе строго определённым способом, они такую
возможность обеспечивают. Вместе с тем, если убрать из системы «самолёт»
какой-нибудь элемент (например, крыло), то не только это крыло, но и
весь самолёт потеряет способность летать.
Система и окружающая среда
Выделив некоторую систему из окружающей среды, мы как бы проводим
вокруг неё замкнутую границу, за пределами которой остаются не вошедшие в
систему объекты. Эти объекты оказывают влияние на систему. Сама система
также оказывает влияние на окружающую среду. Поэтому говорят, что
система и среда взаимодействуют между собой.
Среда
Рис. 18
Если, например, рассмотреть в качестве системы ученический
коллектив одного класса, то весь остальной коллектив школы будет
относиться к среде этой системы.
Воздействия среды на систему называют входами системы, а воздействия системы на среду — выходами системы. На рисунке 18 эти связи изображены стрелками.
Например, дерево можно выделить из окружающей среды как систему,
состоящую из корня, ствола, веток и листьев. Входы этой системы — вода,
солнечный свет, углекислый газ, минеральные вещества и т. д. Выходы —
кислород, тень от кроны, древесина, молодые побеги и многое другое (рис.
19).
Рис. 19
Для большинства реальных систем список входов и выходов бесконечен.
Система как «чёрный ящик»
Очень часто человек не знает, как «внутри» устроена система, с
которой он имеет дело. Человеку куда важнее знать, к каким результатам
на выходе приведут определённые воздействия на входе системы. В таких
случаях говорят, что система рассматривается как «чёрный ящик».
Представить некоторую систему в виде «чёрного ящика» — это значит
указать её входы и выходы, а также зависимость между ними. Такое
описание позволяет целенаправленно использовать данную систему.
Например, всякие инструкции для пользователей сложной бытовой техники
являются описаниями «чёрного ящика». В них объясняется, что нужно
сделать на входе (включить, нажать, повернуть и пр.), чтобы достичь
определённого результата на выходе (постирать белье, получить фруктовый
сок, выполнить вычисления и пр.). Однако, что при этом происходит
«внутри», не объясняется.
|