Как и любое явление в жизни, арифметика имеет две стороны: формальную и занимательную (или игровую).
Формальную часть мы изучали в школе. Там нам
объясняли, как работать со столбцами чисел, складывая и вычитая их, как
перелопачивать их при выполнении расчетов в электронных таблицах при
заполнении налоговых деклараций и подготовки годовых отчетов. Эта
сторона арифметики кажется многим важной с практической точки зрения, но
совершенно безрадостной.
С занимательной стороной арифметики можно познакомиться только в процессе изучения высшей математики. Тем не менее, она так же естественна, как и любопытство ребенка.
В эссе «Плач математика» Пол Локхарт предлагает
изучать числа на более конкретных, чем обычно, примерах: он просит,
чтобы мы представили их в виде некоторого количества камней. Например,
число 6 соответствует вот такому набору камешков:
Вы вряд ли увидите тут что-то необычное. Так оно и
есть. Пока мы не приступим к манипуляциям с числами, они выглядят
примерно одинаково. Игра начинается, когда мы получаем задание.
Например, давайте посмотрим на наборы, в которых
есть от 1 до 10 камней, и попробуем сложить из них квадраты. Это можно
сделать только с двумя наборами — из 4 и 9 камней, поскольку 4 = 2 × 2 и
9 = 3 × 3. Мы получаем эти числа путем возведения в квадрат некоего
другого числа (то есть раскладывая камни в виде квадрата).
Вот задача, имеющая большее число решений: надо
узнать, из каких наборов получится прямоугольник, если разложить камни в
два ряда с равным количеством элементов. Здесь подойдут наборы из 2, 4,
6, 8 или 10 камней; число должно быть четным. Если мы попробуем
разложить в два ряда оставшиеся наборы с нечетным количеством камней, то
у нас неизменно будет оставаться лишний камень.
Но не все потеряно для этих неудобных чисел! Если
взять два таких набора, то лишние элементы найдут себе пару, и сумма
получится четной: нечетное число + нечетное число = четное число.
Если распространить эти правила на числа, идущие
после 10, и считать, что количество рядов в прямоугольнике может быть
больше двух, то некоторые нечетные числа позволят сложить такие
прямоугольники. Например, число 15 может составить прямоугольник 3 × 5.
Поэтому хотя 15, несомненно, нечетное число, оно
является составным и может быть представлено в виде трех рядов по пять
камней в каждом. Точно так же любая запись в таблице умножения дает
собственную прямоугольную группу камешков.
Но некоторые числа, вроде 2, 3, 5 и 7, совершенно
безнадежны. Из них нельзя выложить ничего, кроме как расположить их в
виде простой линии (одного ряда). Эти странные упрямцы — знаменитые
простые числа.
Итак, мы видим, что числа могут иметь причудливые
структуры, которые наделяют их определенным характером. Но, чтобы
представить весь спектр их поведения, надо отстраниться от отдельных
чисел и понаблюдать за тем, что происходит во время их взаимодействия.
Например, вместо того чтобы сложить всего два
нечетных числа, сложим все возможные последовательности нечетных чисел,
начиная с 1:
1 + 3 = 4
1 + 3 + 5 = 9
1 + 3 + 5 + 7 = 16
1 + 3 + 5 + 7 + 9 = 25
Удивительно, но эти суммы всегда оказываются
идеальными квадратами. (О том, что 4 и 9 можно представить в виде
квадратов, мы уже говорили, а для 16 = 4 × 4 и 25 = 5 × 5 это тоже
верно.) Быстрый подсчет показывает, что это правило справедливо и для больших
нечетных чисел и, видимо, стремится к бесконечности. Но какая же связь
между нечетными числами с их «лишними» камнями и классически
симметричными числами, образующими квадраты? Правильно располагая
камешки, мы можем сделать ее очевидной, что является отличительной
чертой изящного доказательства.
Ключом к нему будет наблюдение, что нечетные числа
можно представить в виде равносторонних уголков, последовательное
наложение которых друг на друга образует квадрат!
Подобный способ рассуждений представлен еще в одной
недавно вышедшей книге. В очаровательном романе Ёко Огавы The
Housekeeper and the Professor («Домработница и профессор»)
рассказывается о проницательной, но необразованной молодой женщине и ее
десятилетнем сыне. Женщину наняли ухаживать за пожилым математиком, у
которого из-за полученной черепно-мозговой травмы в краткосрочной памяти
сохраняется информация только о последних 80 минутах жизни. Потерявшись
в настоящем, один в своем убогом коттедже, ничего не имея, кроме чисел,
профессор пытается общаться с домработницей единственным известным ему
способом: спрашивая о размере ее обуви или дате рождения и ведя с нею
светскую беседу о ее расходах. Профессор также питает особую симпатию к
сыну экономки, которого называет Рут (Root — корень), потому что у
мальчика сверху плоская голова, и это напоминает ему обозначение в
математике квадратного корня .
Однажды профессор предлагает мальчику простую задачу
— найти сумму всех чисел от 1 до 10. После того как Рут аккуратно
складывает все числа между собой и возвращается с ответом (55),
профессор просит его поискать более простой способ. Сможет ли он найти
ответ без обычного сложения чисел? Рут пинает стул и кричит: «Это несправедливо!»
Мало-помалу домработница тоже втягивается в мир
чисел и сама тайно пытается решить эту задачу. «Я не понимаю, почему так
увлеклась детской задачкой, которая не имеет никакой практической
пользы», — говорит она. «Сначала я хотела угодить профессору, но
постепенно это занятие превратилось в сражение между мной и числами.
Когда я просыпалась утром, уравнение уже ждало меня:
1 + 2 + 3 +. . + 9 + 10 = 55,
и весь день следовало по пятам, будто было выжжено
на сетчатке моих глаз, и его никак не получалось проигнорировать».
Существует несколько путей решения задачи профессора (интересно, сколько
сможете найти вы). Профессор сам предлагает способ рассуждений, который
мы уже применили выше. Он интерпретирует сумму от 1 до 10 в виде
треугольника из камешков, с одним камешком в первой строке, двумя во
второй и так далее, до десяти камешков в десятом ряду.
Эта картинка дает четкое представление о негативном
пространстве. Оказывается, оно заполнено только наполовину, что
показывает направление творческого прорыва. Если скопировать треугольник
из камешков, перевернуть его и соединить с уже существующим, то
получится нечто весьма простое: прямоугольник с десятью рядами по 11
камешков в каждом, причем общее число камней составит 110.
Так как исходный треугольник — половина этого
прямоугольника, то вычисляемая сумма чисел от 1 до 10 должна быть
половиной 110, то есть 55.
Представление числа в виде группы камешков может
показаться необычным, но на самом деле так же старо, как и сама
математика. Слово «вычислять» (англ. calculate) отражает это наследие и происходит от латинского calculus,
означающего «галька», которую римляне использовали при выполнении
вычислений. Чтобы получать удовольствие от манипуляций с числами, не
обязательно быть Эйнштейном (что по-немецки означает «один камень»), но,
возможно, умение жонглировать камешками облегчит вам это занятие.
|