Лучшую демонстрацию концепции чисел, которую я
когда-либо видел (самое ясное и забавное объяснение того, что такое
числа и зачем они нам нужны), я наблюдал в одном из выпусков популярной
детской передачи «Улица Сезам», который называется «123: считаем вместе»
(123 Counter with Me). Хамфри, добродушный, но недалекий персонаж с
розовой шерсткой и зеленым носом, работающий в отеле «Мохнатые лапы», в
обеденное время принимает по телефону заказ от пингвинов-постояльцев.
Внимательно их выслушав, Хамфри передает заказ на кухню: «Рыбка, рыбка,
рыбка, рыбка, рыбка, рыбка». Увиденное побуждает Эрни рассказать Хамфри о
достоинствах числа шесть.
Дети узнают, что числа — великолепный
инструмент, который позволяет получить нужное количество порций быстрее.
Вместо того чтобы повторять слово «рыбка» столько раз, сколько
пингвинов в комнате, Хамфри может использовать более эффективный способ —
посчитать и сразу назвать число шесть.
Впрочем, став старше, мы начинаем замечать у чисел и
слабые стороны. Да, они прекрасно экономят время, но немалой платой за
это становится их абстрактность. Число шесть более эфемерно, чем «шесть
рыбок» — именно потому, что оно универсально. Шесть может быть чего
угодно: шесть тарелок, шесть пингвинов, шесть раз произнесенное слово
«рыбка». Число создает некую неявную общность между приведенными
примерами.
Рассматриваемые таким образом числа начинают
казаться мистическими. Они, очевидно, существуют в некоем идеальном мире
Платона, где-то над действительностью, и в этом смысле больше походят
на другие возвышенные понятия (например, истина и справедливость) и
меньше — на обычные объекты повседневной жизни. Чем активнее вы о них
думаете, тем дальше они удаляются от реальности. Как появились числа?
Изобрели ли их люди? Или лишь обнаружили?
Еще один нюанс заключается в том, что числа (как и все математические идеи) живут своей жизнью. Они нам неподвластны, хотя и присутствуют в наших
умах. Даже определив, что мы под ними понимаем, мы не можем предсказать,
как они себя поведут. Они подчиняются определенным законам и имеют
определенные свойства, индивидуальные особенности и способы объединения
друг с другом, и мы ничего не в силах с этим поделать, кроме как
наблюдать и пытаться понять. В этом смысле они похожи на атомы и звезды:
объекты, которые также существуют по своим (неподконтрольным нам)
законам и находятся вне зоны нашего сознания.
Эта двойственная природа чисел — принадлежность к
небесам и земным делам, — возможно, их самая парадоксальная черта и
особенность, которая делает их настолько полезными. Это то, что имел в
виду физик Юджин Вигнер, когда писал о неблагоразумной эффективности математики в естественных науках.
Для того чтобы прояснить, что я имею в виду под
жизнью чисел и их поведением, которое мы не можем контролировать,
давайте вернемся в отель «Мохнатые лапы». Предположим, что Хамфри как
раз собрался передать заказ, но тут ему неожиданно позвонили пингвины из
другого номера и тоже попросили такое же количество рыбы. Сколько раз
Хамфри должен прокричать слово «рыбка» после получения двух заказов?
Если бы он ничего не узнал о числах, то ему пришлось бы кричать столько
раз, сколько всего пингвинов в обеих комнатах. Или, используя числа, он
мог объяснить повару, что ему нужно шесть рыбок для одного номера и
шесть для другого. Но то, что ему действительно необходимо, представляет
собой новую концепцию — сложение. Как только он его освоит, он с
гордостью скажет, что ему нужно шесть плюс шесть (или, если он позер,
двенадцать) рыбок.
Это такой же творческий процесс, как и тот, когда мы
только придумывали числа. Так же как числа упрощают подсчет по
сравнению с перечислением по одному, сложение упрощает вычисление любой
суммы. При этом тот, кто производит подсчет, развивается как математик.
По-научному эту мысль можно сформулировать так: использование правильных
абстракций приводит к более глубокому проникновению в суть вопроса и
большему могуществу при его решении.
Вскоре, возможно, даже Хамфри поймет, что теперь он всегда может производить подсчет.
Однако, несмотря на столь бесконечную перспективу,
наше творчество всегда имеет какие-то ограничения. Мы можем решить, что
подразумеваем под 6 и +, но как только это сделаем, результаты
выражений, подобных 6 + 6, окажутся вне нашего контроля. Здесь логика не
оставит нам выбора. В этом смысле математика всегда включает в себя как
изобретение, так и открытие: мы изобретаем концепции, но открываем
их последствия. Как станет ясно из следующих глав, в математике наша
свобода заключается в возможности задавать вопросы и настойчиво искать
на них ответы, однако не изобретая их самостоятельно.
|