Возраст участников: 15-16 лет.
Цели: Повторение и закрепление основного программного материала,
выраженного в нестандартных ситуациях.
- Стимулировать учащихся к повышению своего интеллектуального уровня.
- Развивать познавательный интерес к предметам технического направления.
- Воспитание у учащихся чувств взаимопомощи, ответственности, уважения к
сопернику, устойчивости воли к победе.
Отборочный тур.
В игре принимают участие первые 10 человек, правильно выполнившие задание.
Участники разбиваются на две команды по 5 человек.
Задание: Собрать карточки в группы.
Ученикам предлагаются карточки, на которых написаны слова, связанные с
информатикой и компьютером. Надо собрать их в группы по четыре карточки по
следующим темам:
- "Единицы измерения количества информации”;
- "Основные понятия базы данных”;
- "Логические операции”;
- "Основные понятия, используемые в электронных таблицах”;
- "Термины, относящиеся к программе Microsoft Word”;
- "Термины, связанные с алгоритмизацией и программированием”;
- "Термины, связанные с темой "Системы счисления”;
- "Элементы компьютера”
- "Языки программирования”.
Подчеркивание |
Паскаль |
Импликация |
Дизъюнкция |
Алфавит |
Столбец |
Системный блок |
Таблица |
Программа |
Бит |
Оператор |
Байт |
Конъюнкция |
Алгоритм |
Курсив |
Си |
Килобайт |
Цифра |
Клавиатура |
Мегабайт |
Алгол |
Абзац |
Документ |
Поле |
Отрицание |
Основание |
Ячейка |
Строка |
Запрос |
Адрес |
Транслятор |
Запись |
Бейсик |
Разряд |
Монитор |
Мышь |
Ответы:
- Байт, бит, килобайт, Мегабайт.
- Запись, запрос, поле, таблица.
- Импликация, дизъюнкция, конъюнкция, отрицание.
- Столбец, адрес, строка, ячейка.
- Абзац, документ, подчеркивание, курсив.
- Алгоритм, оператор, программа, транслятор.
- Алфавит, основание, разряд, цифра.
- Клавиатура, монитор, системный блок, мышь.
- Алгол, Си, Паскаль, Бейсик.
I тур: И то и другое – что это такое.
Определить, каким понятиям соответствуют приведенные ниже комментарии.
- И нота, и язык программирования. (Си)
- И ковровая, и беговая, и на магнитном диске в компьютере. (Дорожка)
- И рыболовная, и компьютерная. (Сеть)
- И у трапеции, и у системы счисления. (Основание)
- И семейный, и военный, и файловый. (Архив)
- И футбольное, и в таблице базы данных. (Поле)
- И грызун, и манипулятор. (Мышь)
- И почтовый, и нижний или верхний, и у элемента массива. (Индекс)
- И снаряд для метания, и носитель информации в компьютере. (Диск)
- И искусственное русло, наполненное водой, и линия связи. (Канал)
II тур: Информатика и логика.
Вопрос 1. Чем светофор отличается от принципа получения цветной точки
(пикселя) на экране монитора?
Ответ. На светофоре возможны сигналы трех цветов (зеленого, желтого,
красного), а в компьютере цветная точка на экране (пиксель) получается путем
смешения трех базовых цветов (красного, зеленого, синего). Так что отличаются
они тем, что в первом случае используется желтый цвет, во втором – синий.
Вопрос 2. У одного человека по фамилии Умников спросили: "Кто изображен
на этом портрете?” Он ответил: "Отец висящего есть единственный сын отца
говорящего”. Чей это был портрет?
Ответ. Это был портрет сына Умникова. Ответ последнего следует понимать
так: "Отец висящего есть я”. Сам Умников – единственный сын своего отца, т.е.
дедушки того, кто изображен на портрете.
Вопрос 3. Почему жесткий магнитный диск, лазерный диск и другие
устройства долговременной памяти называют "внешней памятью” – ведь они находятся
внутри системного блока компьютера?
Ответ. Термин "внешняя память" имеет историческое происхождение.
На ЭВМ первых поколений память, находившаяся внутри процессора, размещенного в
отдельном шкафу, или плотно примыкавшая к этому шкафу, получила естественное
название внутренней. А память, сконструированная в виде отдельных
устройств для хранения информации (например, накопители на магнитных барабанах и
лентах), не менее естественно стали называть внешней. Современная
трактовка этих терминов для компьютеров типа IBM РС такая:
– внутренняя память – электронная (полупроводниковая) память,
установленная на системной плате или на платах расширения;
– внешняя память – память, реализованная в виде устройств с
различными принципами хранения информации и обычно с подвижными носителями.
Устройства внешней памяти могут размещать как в системном блоке компьютера, так
и в отдельных корпусах.
Вопрос 4. Какое "современное" число в Древней Руси называли
четыредцать:
- 40;
- 80;
- 14;
- 48.
Ответ: 40.
Вопрос 5. Фирмы, входящие в состав крупных компаний, называют "дочерними
фирмами", или "дочками". А как на компьютерном жаргоне называют один из
важнейших элементов системного блока персонального компьютера?
Ответ. "Мать", "мама" – так называют системную (материнскую) плату
компьютера, на которой размещаются центральный процессор, оперативная память и
другие компоненты.
Вопрос 6. Какие из предъявленных носителей информации не являются гибким
магнитным диском? (Участникам конкурса предъявляются гибкие магнитные диски
диаметром 5,25 и 3,5 дюйма, компакт-диск и жесткий магнитный диск – винчестер.)
Ответ. Компакт-диск и жесткий магнитный диск (винчестер).
Магнитный диск диаметром 3,5 дюйма является гибким, хотя помещен в жесткую
оболочку.
Вопрос 7. Вы, конечно, знаете известную задачу о перевозке через реку
волка, козы и капусты. Исполнитель алгоритма ее решения называется Перевозчик. В
одном из учебников информатики описан исполнитель Водолей, который, используя
две или три емкости, решает задачи отмеривания того или иного количества воды. В
чем, по вашему мнению, заключается неточность такого названия этого исполнителя,
и как бы его назвали вы?
Ответ. Так как этот исполнитель занимается отмериванием того или
иного количества воды, то правильнее было бы назвать его Водомер.
III тур: Информатика и география.
Ниже приведены понятия, используемые в информатике, и географические
названия. Они связаны между собой. Назовите соответствующие понятия,
используемые в информатике.
- Непозиционная система счисления. – Столица Италии.
- Разговорное название жесткого магнитного диска. – Город в Англии.
- Головоломка, в которой нужно переложить диски с одного стержня на
другой, соблюдая определенные правила; алгоритм решения этой головоломки
часто приводят как пример использования такого понятия, как "рекурсия". –
Столица Вьетнама.
- На примере этого треугольника можно без использования калькулятора
проверить правильность работы программы, в которой по двум известным катетам
находится гипотенуза прямоугольного треугольника. Государство, столицей
которого является город Каир.
- Система кодировки символов. – America.
Ответы.
- Римская система счисления.
- Винчестер.
- "Ханойские башни".
- Египетский треугольник.
- American Standard Code for Information Interchange, ASCII.
IV тур: Информатика и техника.
Перед вами – таблица с двумя колонками, в которых представлены определения
некоторых терминов. В первой колонке приведены определения, касающиеся
компьютеров или информатики, во второй – связанные с устройством и работой
автомобиля. Необходимо найти пары определений (по одному из каждой колонки),
относящиеся к терминам, являющимся омонимами.
1. В текстовом редакторе Мiсrоsоft Word – элемент, перемещаемый по
линейке с целью установки абзацных отступов. |
1. Уплотнительное ... |
2. Один из элементов настольного персонального компьютера |
2. Процесс "заводки" двигателя автомобиля |
3. Одна из составляющих понятия мультимедиа |
3. Корпус, в котором размещены цилиндры двигателя |
4. Тип топологии локальной сети |
4. Часть двигателя внутреннего сгорания |
5. Распространение информации от одного объекта к другому |
5. Устройство в автомобиле для очистки топлива, масел и т.п. |
6. Кнопка на рабочем столе Windows |
6. Жаргонное название уровня скорости в коробке передач автомобиля
|
7. Условие, по которому проводится отбор записей в базе данных |
7. Подвижная часть устройства двигателя, которояе обеспечивает
создание "искры зажигания" |
8. Сокращенное или разговорное название одного из операторов языков
программирования |
8. Резиновая деталь автомобиля |
9. Совокупность дорожек с одинаковым номером на магнитных дисках
|
9. Совокупность периодически повторяющихся тактов работы двигателя
внутреннего сгорания |
10. Группа линий электрических – соединений, обеспечивающих передачу
данных и управляющих сигналов между компонентами компьютера |
10. Он возникает при нажатии на специальное устройство на рулевом
колесе |
Ответы: 1 – 7 (бегунок), 2 – 3 (блок), 3 – 10 (звук), 4 – 1
("кольцо" кольцо), 5 – 6 (передача), 6 – 2 ("Пуск" – пуск), 7 – 5 (фильтр), 8 –
9 (цикл), 9 – 4 (цилиндр), 10 – 8 (шина).
Первыми указаны номера определений в левой колонке.
V тур: Информатика и русский язык.
В каждом из представленных заданий необходимо найти слово, которое, кроме
двух приведенных вариантов, имеет вариант его использования в информатике.
- 1) нота;
2) слово "да" по-итальянски;
3) ... - 1) почтовый;
2) нижний или верхний;
3) ... - 1) снаряд для метания;
2) межпозвоночный;
3) ... - 1) грызун;
2) летучая;
3) ...
Ответы: 1. Си. 2. Индекс. 3. Диск. 4. Мышь.
Примечание. Можно также предложить учащимся прокомментировать найденные
слова.
- Си – язык программирования.
- Индекс – порядковый номер элемента массива.
- Диск – разновидность носителей информации.
- Мышь – манипулятор в компьютере.
VII тур: Информатика и математика
Решите кросснамбер "Римская система счисления”
По горизонтали:
1. |
80 |
18. |
2001 |
3. |
750 |
20. |
3000 |
5. |
510 |
22. |
2400 |
7. |
15 |
24. |
209 |
8. |
39 |
26. |
900 |
9. |
1001 |
27. |
150 |
10. |
40 |
28. |
870 |
11. |
94 |
29. |
90 |
13. |
26 |
30. |
9 |
15. |
109 |
31. |
800 |
16. |
201 |
32. |
8 |
По вертикали:
1. |
79 |
17. |
190 |
2. |
34 |
19. |
2100 |
3. |
630 |
21. |
1705 |
4. |
81 |
22. |
3400 |
6. |
1026 |
23. |
790 |
12. |
300 |
24. |
175 |
14. |
7 |
25. |
97 |
Ответы:
Примечание. В первом и третьем столбцах таблиц указаны порядковые номера
чисел, во втором и четвертом – десятичные числа, которые следует записать в
римской системе счисления.
VI.тур: Информатика и английский язык.
Доступ, МощнаяТочка, слово, превосходить (превосходный) –
так переводятся на русский язык названия компьютерных программ широко
распространенного пакета известной американской фирмы.
Назовите эти программы, их тип (назначение), название пакета программ и
название фирмы-разработчика.
Ответ. Это названия программ па кета Office фирмы Мiсrоsоft .
Corporation:
– Word (слово) – текстовый редактор;
– Ехсеl (превосходить, excelleпt – превосходный) – электронная таблица;
– Access (доступ) – система управления базами данных;
– PowerPoint (буквально – мощная точка) – программа подготовки презентаций.
Подведение итогов.
Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов. |