Цель игры: повторение учебного
материала; проверка усвоения вопросов теории;
воспитание ответственности и серьезного
отношения к занятиям; развитие интереса к
изучению информатики.
Оборудование: проектор, экран.
Для проведения игры используется презентация.
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают –
Значит – это кому-нибудь нужно?
В.Маяковский
Вступление
Ведущий: Дорогие ребята и уважаемые
взрослые! Мы рады приветствовать вас на игре
«Звездный час», посвященной информатике.
Мой юный друг!
Сегодня ты пришел вот в этот зал,
Чтоб посидеть, подумать, отдохнуть,
Умом своим на все взглянуть.
Пусть ты не станешь Пифагором,
Каким хотел бы, может быть,
Но будешь ты рабочим, а, может, и ученым
И будешь информатику любить,
Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы в поход отправляемся смело
В мир загадок и сложных задач.
Не беда, что идти далеко,
Не боимся, что путь будет труден,
Достижения крупные людям
Никогда не давались легко.
Наши 6 команд уже приготовились идти по этому
нелегкому пути к победе. И сейчас я с
удовольствием представляю команды. (Приветствие
команд).
Итак, мы начинаем. Ваша активность,
сообразительность украсят нашу встречу, сделают
ее интересной, содержательной, запоминающейся.
I тур
Наши правила: На экране портреты
великих ученых, математиков, физиков, философов.
Под каждым портретом фамилия и номер. Ведущий
читает наиболее значительные факты из биографии
ученого. Участники должны поднять табличку с
номером ответа.
Вопросы к слайдам:
1. Ученый и философ, который пытался найти ответ
на вопрос «как мы рассуждаем», изучал правила
мышления. Он впервые дал систематическое
изложение логики, подверг анализу человеческое
мышление, его формы – понятие, суждение,
умозаключение. Так возникла формальная логика.
(3. Аристотель)
2. Основы математической или символической
логики заложил этот немецкий ученый и философ. Он
сделал попытку построить первые логические
исчисления, считал, что можно заменить простые
рассуждения действиями со знаками и привел
соответствующие правила. (2. Готфрид Вильгельм
Лейбниц)
3. Но Лейбниц высказал только идею, а развил ее
окончательно англичанин, который считается
основоположником математической логики как
самостоятельной дисциплины. В его работах
логика обрела свой алфавит, свою орфографию и
грамматику. Недаром начальный раздел
математической логики называют в его честь. (3.
Джордж Буль)
Вопросы к слайдам:
1. Чему равна сумма чисел 58 + 138 в
десятичной системе счисления? (1. 16)
2. Чему равна разность чисел 2В16 – С16 в
десятичной системе счисления? (3. 31)
3. Чему равна сумма чисел 100112 + 11102 в
десятичной системе счисления? (1. 33)
II тур. «Хитрые» карточки
Задания для участников раздаются на отдельных
карточках.
Каждой паре будут выданы таблицы. В таблице
представлены числа, записанные в разных системах
счисления. Среди них встречаются и недопустимые
записи, которые нужно вычеркнуть. Оставшиеся
после вычеркивания «правильные» числа надо
перевести в десятичную систему и в ней выполнить
все остальные задания. Ответы должны быть в
десятичной системе счисления.
По данной таблице требуется посчитать: сумму
чисел в каждой строке.
Карточка 1
157 |
143 |
103 |
196 |
233 |
245 |
314 |
356 |
256 |
1F16 |
177 |
168 |
333 |
112 |
189 |
235 |
Карточка 2
2C16
|
344 |
156 |
122 |
789 |
555 |
238 |
456 |
9511 |
656 |
567 |
5B12 |
298 |
422 |
112 |
116 |
Карточка 3
365 |
179 |
777 |
246 |
104 |
188 |
256 |
424 |
6A10 |
989 |
567 |
9A11 |
1F16 |
156 |
202 |
133 |
Карточка 4
245 |
1006 |
664 |
152 |
789 |
566 |
555 |
5C16 |
133 |
879 |
1956 |
2045 |
168 |
1065 |
987 |
5436 |
567 |
913 |
232 |
697 |
1324 |
4567 |
7857 |
6925 |
103 |
После вычеркивания недопустимых записей чисел
таблицы должны иметь следующий вид:
Карточка 1
12 |
|
3 |
|
|
14 |
13 |
23 |
17 |
31 |
|
14 |
3 |
17 |
13 |
|
Карточка 2
44 |
|
11 |
|
71 |
|
19 |
29 |
104 |
|
41 |
71 |
|
|
3 |
7 |
Карточка 3
Карточка 4
14 |
36 |
|
|
71 |
|
|
92 |
|
79 |
|
54 |
14 |
|
|
207 |
41 |
|
|
|
30 |
237 |
|
|
3 |
Результаты подсчета в таблицах в десятичной
системе счисления:
Карточка 1
Сумма чисел в строка: 1– 15, 2 – 50, 3 – 62, 4 – 33.
Карточка 2
Сумма чисел в строка: 1– 55, 2 – 119, 3 – 216, 4 – 10.
Карточка 3
Сумма чисел в строка: 1– 32, 2 – 21, 3 – 150, 4 – 42.
Карточка 4
Сумма чисел в строка: 1– 121, 2 – 121, 3 – 43, 4 – 248, 5 –
270.
III тур. Третий лишний
Для каждого из выделенных терминов приведены
определения, одно из которых не соответствует
термину. Необходимо указать это определение.
Истинные высказывания
- Всякий моряк умеет плавать
- Невозможно создать вечный двигатель
- Лед – твердое состояние воды
Ответ: 1. Всякий моряк умеет плавать
Формальная логика – это…
- Наука о законах и формах мышления
- Наука, основоположником которой является
Аристотель
- Наука, основоположником которой является Буль
Ответ: 3. Наука, основоположником которой
является Буль
Таблица истинности дизъюнкции 1.
2.
3.
Ответ: 3. |
Таблица истинности конъюнкции 1.
2.
3.
Ответ: 2. |
Таблица истинности функции АvВ^С
А |
В |
С |
АvВ^С |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
А |
В |
С |
АvВ^С |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Ответ: 1.
|