Игра проводится для учащихся 5-х классов. Для ее подготовки и проведения привлекаются учащиеся 9 – 11 классов.
Цель: развивать логическое мышление учащихся, интуицию,
сообразительность, умение рассуждать самостоятельно, прививать интерес к
математике. Воспитывать доброжелательность, уверенность в общении,
справедливость друг к другу при совместной работе.
Оборудование:
- карточки-рисунки рыб с указанным на них количеством баллов (1,
2, 3 балла – зависит от сложности задачи), с обратной стороны написаны
вопросы, задачи. К каждой рыбе прикреплено кольцо из проволоки.
- деревянные удочки (длиной около 50 см), «леска» - прочная нить, грузило, проволочный крючок.
- листы с пронумерованными задачами и ответами для быстрой проверки.
- доска, мел (или интерактивная доска) для подсчета баллов и подведения итогов конкурса.
Правила конкурса «Математическая рыбалка»
- Класс делится на команды по 4-5 человек.
- Для каждой команды «выделено» озеро с набором рыб (по 30 штук на команду).
- На каждой рыбке написано число, соответствующее уровню сложности
задачи, напечатанной с обратной стороны рыбы: «1» - легкие задачи, «2» -
задачи сложнее, «3» - задачи высокой сложности. Набор задач для всех
команд одинаковый.
- Каждой команде выдается своя удочка.
- Любой член команды с помощью удочки «ловит» одну рыбку
(прикасаться к крючку, рыбам нельзя, удочку можно держать только за ее
нижний конец), возвращается к команде.
- Команда решает задачу, называет ответ «контролеру»
(старшекласснику). Если ответ верный, команда получает количество
баллов, написанное на рыбке («контролер» фиксирует результат на
классной доске). Если ответ неверный, команда баллы не получает. Рыба в
любом случае сдается «контролеру».
- Снова любой член команды «ловит» рыбку, команда решает задачу.
- Конкурс продолжается в течение 40 – 45 минут. По истечении
времени подводятся итоги конкурса. Побеждает команда, набравшая большее
количество баллов.
Задачи
№ задачи |
задача |
ответ |
Задачи в 1 балл
|
1.1. |
В трёх банках находятся: крупа,
вермишель и сахар. На банках написано: «Крупа», «Вермишель» и «Крупа
или сахар», но содержимое каждой банки не соответствует надписи. Что
лежит в банке с надписью «Крупа»? |
сахар
|
1.2. |
Шла баба в Москву и повстречала трех
мужиков. Каждый из них нес по мешку, в каждом мешке — по коту, у
каждого кота в зубах по мышонку. Сколько существ направлялось в
Москву? |
1 баба |
1.3. |
За книгу заплатили 60 коп. и еще 1/3 её стоимости. Сколько стоит книга? |
90 копеек |
1.4. |
Двое поделили между собой 7 рублей, причём первый получил на 3 рубля больше другого. Сколько досталось второму? |
2 рубля |
1.5. |
В полдень из Москвы в Орел вышла
грузовая машина со скоростью 60 км/ч.Часом позже из Орла в Москву
выехал мотоцикл со скоростью 60 км/ч. Когда они встретятся, кто из
них будет дальше от Москвы? |
На одинаковом расстоянии |
1.6. |
В доме 12 чашек и 9 блюдечек. Дети разбили половину чашек и 7 блюдечек. Сколько чашек осталось без блюдечек? |
4 чашки |
1.7. |
Две сардельки варятся шесть минут. Сколько времени будут вариться восемь таких сарделек? |
6 минут |
1.8. |
Установите закономерность и найдите следующее число.
8, 10, 14, 20, 28, 38, … |
50 |
1.9. |
У Саши и Коли было поровну тетрадей. Коля дал Саше 26 тетрадей. На сколько больше тетрадей стало у Саши, чем у Коли? |
На 52 тетради |
1.10. |
Назовите три различных натуральных числа, сумма которых равна их произведению |
1, 2, 3 |
Задачи в 2 балла
|
2.1. |
Через мост проехало 20 автомобилей и велосипедов, и всего 50 колес. Сколько было велосипедов? |
15 велосипедов |
2.2. |
1 насос за 1 мин. выкачивает 1т. воды. За сколько минут 5 насосов выкачают 5 тонн воды? |
За 1 минуту |
2.3. |
Слова зашифровали с помощью цифр:
ВАЗА = 3191
ДЕД = 565
Как зашифровать слово ЖАБА? |
8121 (цифра – порядковый номер буквы в алфавите) |
2.4. |
По столбу высотой 10 метров взбирается
улитка. Днем она поднимается на 5 метров, а ночью опускается на 4
метра. Через сколько дней улитка достигнет вершины столба? |
Через 6 дней |
2.5. |
Как расставить скобки и знаки действий между 4 4 4 4, чтобы получилось 5? |
((4·4)+4):4 |
2.6. |
Я задумал число, которое меньше 240 во столько раз, во сколько раз 30 меньше 480. Какое это число? |
15 |
2.7. |
В каком из написанных чисел 192, 741, 389, 138, 231 цифра десятков, умноженная на себя, равна сумме цифр сотен и единиц? |
138 |
2.8. |
Полная фляга с медом весит 74 кг, а та же фляга, заполненная на треть – 38 кг. Сколько весит пустая фляга? |
20 кг |
2.9. |
У Андрея и Бори вместе 11 орехов, у Андрея и
Вовы – 12 орехов, у Бори и Вовы – 13 орехов. Сколько всего орехов у
Андрея, Бори и Вовы вместе? |
18 орехов |
2.10. |
Велосипедист едет втрое быстрее, чем бежит
бегун. Они одновременно стартовали на одну и ту же дистанцию. Когда
велосипедист финишировал, бегуну оставалось бежать еще 4 км. Какова
длина дистанции? |
6 км |
Задачи в 3 балла
|
3.1. |
3 карандаша и 4 ручки стоят 2500 копеек. 2 карандаша и 2 ручки стоят 1400 копеек. Сколько стоит один карандаш? |
300 копеек |
3.2. |
3 курицы за 3 дня снесут 3 яйца. Сколько яиц снесут 6 куриц за 6 дней? |
12 яиц |
3.3. |
У причала стоит корабль, с которого свисает
веревочная лестница. От воды до нижней ступеньки 15 см и между
ступеньками по 15 см. Начался прилив. Через сколько минут вода
достигнет третьей ступеньки, если за минуту она поднимается на 15
см? |
Ни через сколько. |
3.4. |
На озере росли лилии. Каждый день их число
удваивалось. На 20 день озеро заросло лилиями полностью. На какой
день оно заросло лилиями наполовину? |
На 19 день |
3.5. |
Бутылка с пробкой стоит 11 рублей. Бутылка на 10 рублей дороже пробки. Сколько стоит пробка? |
50 копеек |
3.6. |
Сережа любит подсчитывать сумму цифр на табло
электронных часов. Например, если часы показывают 21:17, Сережа
получает число 11. Какую наибольшую сумму он может получить? |
24 |
3.7. |
Малыш съедает 6000 конфет за 60 минут, а
Карлсон – в два раза быстрее. За сколько минут Малыш и Карлсон съедят
6000 конфет вместе? |
За 20 минут |
3.8. |
Для окраски поверхности кубика потребовалось 6
г краски. Когда краска высохла, кубик распилили на 8 одинаковых
кубиков. Сколько потребуется краски, чтобы окрасить неокрашенную
часть их поверхности (всех вместе)? |
6 граммов |
3.9. |
Велосипедист едет втрое быстрее, чем бежит
бегун. Они одновременно стартовали на одну и ту же дистанцию. Когда
велосипедист финишировал, бегуну оставалось бежать еще 4 км. Какова
длина дистанции? |
6 км |
3.10. |
В классе провели математическую олимпиаду, на
которой было предложено для решения 10 задач. За каждую верно
решенную задачу засчитывали (добавляли) 5 баллов, а за нерешенную
списывали (вычитали) 3 балла. Федя набрал 34 балла. Сколько задач он
решил правильно? |
8 задач |
|