Цель:
- познакомить учеников с профессиями летной
команды при пилотировании ИЛ-76,
- закрепить и обобщить знания и навыки учащихся
по теме "Прямая и обратная пропорциональные
зависимости”,
- способствовать развитию умения решать
практические задачи.
Класс разбивается на три команды по 4-6 человек.
Время игры - 40 минут.
Внутри команд разбираюся роли:
- Командир экипажа,
- Борт-инженер,
- Штурман,
- Радист.
Постановка задачи:
- Самолет-ИЛ 76 (первые буквы-сокращенная фамилия
советского авиаконструктора Ильюшина Сергея
Владимировича,генерал-лейтинанта
инженерно-технической службы. Он создал
самолеты-штурмовики, несколько типов
бомбарировщиков,пассажирских самолетов.
Награжден 4 орденами Ленина,руководил
конструкторским бюро по созданию летательных
аппаратов.) -грузо-пассажирский самолет
грузоподъемностью 50т.Летное задание-доставить100
пассажиров и груз.
- Порт отправки - Санкт-Петербург, порт прибытия -
г.Нижний Новгород.
- За каждую верно рассчитанную летную задачу
экипаж получает на борт бонусную
звезду.Выигрывает тот,кто наберет большее
количество звезд и получит почетное звание:
"Звездный экипаж дублеров аэронавтики города”.
1. Проверка домашнего задания.
Каждый экипаж в течение 1.5-2минуты рассказывает
об авиации:
- Авиаконструктор С.В.Ильюшин.
- История авиации России.
- Самолеты Ильюшина.
(За выступление команда получает бонусную
звезду)
2. Задание (для штурмана и командира).
Рассчитать по летной карте маршрут: СПб -
Н.Новгород. В расчет принимается 10 км до
воздушного эшелона и 10 км до посадочной полосы
порта прибытия.
Рассчитать полетное время с учетом попутного
ветра скоростью 110км/час, со средней скоростью
самолета 850 км/час.
В расчете обязательно учитывается внештатные
ситуации:запасной аэропорт г.Ульяновска.Ответ
округлить до сотых.
(от СПб до Н.Новгорода 4,6см=
1150км+1.3см=325км-запасной аэропорт+20
км-взлет-посадка.Всего 1495 км. Скорость самолета с
учетом попутного ветра составляет 970км/час, время
полета 1,55 часа=1час33мин).
Для игры необходимо распечатать для каждой
команды географическую карту России,формат А4.
3. Задание (для борт-инженера,помогает
радист) Балансировка груза.
Задача выполняется во время расчетов маршрута.
Сколько можно взять тонн груза на борт,если на
одного пассажира допускается 100 кг веса+25 кг
багажа.На данный рейс зарегистрировано 100
человек.Экипаж не учитывать.Грузоподъемность
самолета-50тонн.
(Отв.37,5т)
4. Задание (для всего экипажа).
Самолет ИЛ-76 с турбореактивными двигателями
(ТДР).Крылья самолета являются топливными
баками.Сколько тонн горючего надо залить в
каждое крыло,если за 1час полета сжигается 10,5
тонн топлива.Составить и решить пропорцию для 1,55
ч.
(Отв.Всего заправить 16,28т,в каждое крыло по 8,14т).
5. Задание (для шрурманов).
Работа у доски.Рассчитать, как изменится вес
грузопассажиров, если на борт поднимется 100 чел –
вес с багажом 12, 5 т, а если 400 чел.-?т
(Отв. 50 т.)
6. Задание (для всего экипажа)
При подъеме в эшелон на высоту 10 000 м воздух
становится более разряженным и холодным.Иногда
температура достигает минус 50 градусов по
Цельсию, а при открытой двери самолета кровь у
человека на такой высоте может закипеть от
разницы давления.Поэтому необходимо
сбалансировать температуру и давление внутри
самолета.Тот,кто хоть раз летал самолетом,тот
чувствовал заложенность в ушах при изменении
давления внутри самолета.
На высоте 1м от земли давление составляет 1
атмосфера=765 мм ртутного столба.
Каким будет давление на высоте 10 000 м над
землей?
С прямой или обратной пропорциональной
зависимостью сталкиваемся при решении этой
задачи?
Составить и решить пропорцию,ответ округлить
до сотых.
(Отв. 1м – 765 мм
10000м - х? мм , х=0,0765 мм, 0,08 мм ).
7. Задание (для инженера связи-радистов): Принять
радиограмму-предупреждение.Лицом к доске встают
радисты экипажей. У каждого в руках по три
карточки разного цвета.
Учитель зачитывает величины,слушая которые
радист должен определить
зависимость(прямая,обратная,не
пропорц.зависимость). Если поднимается рука с
карточкой правильного цвета-команда получает
одну букву из радиограммы.Собрав все буквы можно
сложить слово "ТУМАН”. Тот, кто первый прочитает
радиограмму,получает звезду.
(Желтая-прямая,голубая-обратная,фиолетовая-не
пропорц.зависимость)
1. Зависимость между расстоянием ,выполненное
самолетом с постоянной скоростью и временем его
полета.(прямая-желтая)
2. Числом рабочих ,выполняющих с одинаковой
производительностью труда загрузку самолета,и
временем выполнения этой работы. (голубая-отр.)
3. Площадью квадратной плиты посадочной полосы
и длиной его стороны (прямая-желтая)
4. Возрастом человека и размером его обуви
(фиолет.-не проп.завис.)
5.Стоимостью оборудования,купленного по одной
цене и его количеством. (прямая-желтая)
8. Дополнительные задания(для всего экипажа)при
наличии времени.
Три стюардессы могут привести салон самолета в
порядок за 4 часа. За сколько часов выполнят эту
же работу 2 стюардессы?
(Отв.6 часов).
В Н.Новгороде все взлетно-посадочные полосы
аэродрома отремонтировали: бетоннын плиты в 6
метров заменили новыми длиной 8 метров.Сколько
нужно новых плит для замены 240 старых? (Отв.180
плит).
Итак, наши экипажи удачно выполнили летное
задание.Пришло время назвать звездый экипаж и
игроков, принесших командам наибольшее
количество звезд. Ими стали: …
(Лучшие игроки получают оценки в журнал и
сертификаты "Звездный экипаж дублеров
аэронавтики города”.) |