I. Введение
Внеаудиторное мероприятие «Своя игра» разработано для
студентов всех групп первого курса техникума. Его основными задачами
являются:
- формирование устойчивого интереса к изучению математики;
- развитие математических способностей, сообразительности, логического мышления и укрепление памяти студентов;
- создание условий для практического применения приобретенных знаний, умений и навыков по математике;
- развитие коммуникативных возможностей студентов, воспитание у
них умения работать в коллективе на основе доброжелательных отношений,
взаимовыручки и взаимопонимания;
- помощь в организации разумного досуга.
II. Участники мероприятия и их задачи в период подготовки и проведения мероприятия
Ведущие: координирование этапов проведения игры; мобильное реагирование
на неувязки или какие-либо заминки в ходе проведения игры – действия по
обстановке; свободное и непринужденное ведение игры.
Члены жюри (3-5 членов жюри из приглашенных
преподавателей): подсчет и объявление
счета после каждого тура; учет активности каждого члена команд и
фиксация своих наблюдений в подготовленные заранее бланки протоколов во
время проведения игры;обстоятельное комментирование критериев и
принципов выставления оценок по предложению ведущих; награждение
команд-победителей и наиболее активных участников.
Игроки команд (от 2-х до 4-х команд игроков по 6 человек): создание эмблем; представление команды (название, девиз); активное
участие во всех проводимых турах, т.к. среди игроков в каждой команде в
ходе игры члены жюри выбирают самого активного и представляют его к
награждению.
Болельщики (одногруппники участников игры,
воспитатели):подготовка стенных газет и рекламных проспектов
спонсоров;эмоциональная поддержка игроков; участие в конкурсах
болельщиков.
III. Оформление зала (кабинета)
- Плакат «Своя игра» на передней стене аудитории (зала)
- Высказывания о математике:«Математику уже затем учить надо, что
она ум в порядок приводит» (М.В. Ломоносов); «Математика – это язык, на
котором говорят все точные науки» (Н.И.Лобачевский); «Математика –
царица всех наук, арифметика – царица математики» (Карл Гаусс); «В
математике есть своя красота, как в живописи и поэзии» (Н.Е.Жуковский) и
т.п.
- Математические стенгазеты, ребусы, забавные картинки на математические темы, плакаты с рекламными проспектами спонсоров.
IV. Необходимое оборудование
- 2-4 стола для команд с 6-ю стульями у каждого стола (по количеству участников): на каждом столе – 6 ручек, листы чистой бумаги
- Стол для жюри с 3-5 стульями: на столе – ручки и бланки протокола игры
- Стол для ведущих:на столе – призы, а также 6 медалей «Победителю
шоу «Своя игра»», 2–4 медали "Самый активный участник шоу «Своя игра»», 2
медали «Самый активный болельщик»
- Стулья для болельщиков
- Электронная версия игры, ПК (ноутбук), проектор и экран
- Микрофон и магнитофон (при необходимости)
V. План проведения мероприятия
- Представление команд и членов жюри
- Непосредственно игра
- Подведение итогов после каждого тура и в конце игры
- Вручение призов
VI. Правила игры
1. В игре принимают участие от 2-х до 4-х команд.
2. Игра проводится в три тура: 1-й тур – «Разминочный тур»; 2-й тур – «Знание – сила»; 3-й тур – «Мир смекалки».
3. В каждом туре командам предлагаются вопросы по разным темам
(категориям), при этом каждый вопрос имеет определенную цену: от одного
балла до пяти.
Категории «Разминочного тура»:
Задачки-шутки
- У животного две правые и две левые ноги, две ноги спереди и две сзади. Сколько всего ног у животного? (4)
- Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг. Сколько
будет весить курица, если она будет стоять на двух ногах? (2 кг)
- Число 666 требуется увеличить в полтора раза, не проводя над
этим числом никаких арифметических действий. Как это сделать?
(перевернуть лист)
- Есть две монеты на общую сумму 15 рублей. Одна из них – не пятак. Что это за монеты? (10 и 5, другая – пятак)
- Горели 6 свечей. Треть из них погасла. Сколько свечей осталось? (2)
- Загадки и шарады
- Арифметический я знак, в задачнике меня найдешь во многих
строчках.Лишь «о» ты вставишь, зная как, и я – географическая точка.
(+, полюс)
- Я – цифра меньше десяти, меня тебе легко найти.Но если букве «я»
прикажешь рядом встать, Я все – отец, и ты, и дедушка, и мать. (7,
семья)
- Отгадай, какое слово зашифровано: кериамфиат? (арифметика)
- Привычное слово кудлатой наседки поставьте на первое место.На
месте втором посмотрите-ка – нота, важна для любого оркестра.На третьем
– одна одинокая буква, пятнадцатая в алфавите.Один из волос на
мордашке котёнка на месте четвёртом. Прочтите. (ко-си-н-ус)
- Ходом шахматного коня прочитайте слово, с которым мы встречаемся в математике: (периметр)
- Быстро, но осторожно
- В колесе 10 спиц. Попробуйте прикинуть в уме, сколько промежутков между спицами? (10)
- Сколько получится десятков, если два десятка умножить на два десятка? (сорок десятков)
- Кирпич имеет массу 1,5 кг и ещё полкирпича. Какова масса кирпича? (3 кг)
- Какой сейчас час, если оставшаяся часть суток вдвое больше прошедшей? (8 ч)
- Когда пассажир проехал половину всего пути, то лег спать и спал
до тех пор, пока не осталось ехать половину того пути, что он проехал
спящим. Какую часть пути он проехал спящим? (1/3)
Категории 2-го тура «Знание – сила»:
- Живая математика
- Портной имеет кусок ткани в 16 метров, от которого он отрезает
ежедневно по 2 метра. По истечении скольких дней он отрежет последний
кусочек? (7 дней)
- Деду 56 лет, а внуку 14. Когда дедушка будет вдвое старше своего
внука? (В момент рождения внука деду было 42 года. Вдвое старше своего
внука дед будет тогда, когда число его лет удвоится, т.е. когда деду
исполнится 84 года, а внуку 42 года, а значит, через 28 лет)
- В 6 часов стенные часы пробили 6 ударов. Время, прошедшее от
первого удара до шестого, равно 30 секундам. Сколько времени будет
продолжаться бой часов в полдень или в полночь, когда часы бьют 12 раз?
(66 сек)
- Имеются 2 сосуда ёмкостью 3 и 5 литров. Как с их помощью
набрать из водопроводного крана 4 литра воды? (Набрать 5 литров и
отлить в трёхлитровую емкость, вылить и налить туда оставшиеся 2 литра.
Вновь набрать 5 литров и отлить 1 литр в трёхлитровый сосуд. В
пятилитровой емкости останется 4 литра)
- Кот в мешке: «Измерить с помощью линейки диагональ данного прямоугольного параллелепипеда, не производя никаких вычислений»
- Арифметика
- Сколько будет «два плюс три умножить на пять»? (17)
- Существует ли такое целое число, которое делится на любое из остальных целых чисел? (0)
- Два числа перемножили – получили 24. Затем большее из них
разделили на меньшее – опять получили 24. Что это за числа? (24 и 1)
- Какое наименьшее целое положительное число вы можете написать 2-мя цифрами? (единицу, 50)
- Может ли дробь, в которой числитель меньше знаменателя, быть равной дроби, в которой числитель меньше знаменателя? (Да. )
- Степени и логарифмы
- Вычислите: . (256)
- Что больше 25125 или 12525? (25125)
- Вычислите: . (2)
- Вычислите: + . (1,5)
- Решите уравнения = 0,04 и . Найдите сумму корней этих уравнений. (125+4=129)
- Тригонометрия
- Сформулируйте основное тригонометрическое тождество. (сумма квадратов синуса и косинуса одного и того же угла равна единице)
- Определите знак выражения . (+)
- Что больше или ? ()
- Что можно сказать о чётности функции у = ? (нечётная)
- Вычислите . (1)
- Закономерности
- Продолжите ряд: 4, 5, 8, 9, 12, 13, ?, …(16)
- Внимательно рассмотрев предложенные последовательности чисел и
букв, вы обнаружите в мнимом хаосе определенную закономерность и
сможете без труда ответить на вопрос задачи А 10 Е 8 Ё 6 И 4…- ? (О2)
- 3, 6, 9, 18, 27, 54, …. Запишите два следующих числа. (81 и 162)
- Вставьте пропущенное слово: АНГАР РАНГ АКТЁР РАК ВАСИЛЁК ? (квас)
- Поставьте нужное число вместо знака вопроса: (5, так как нижнее число является полусуммой двух верхних чисел)
- Геометрия
- Где пересекаются высоты у прямоугольного треугольника? (в вершине прямого угла)
- Сколько граней у шестигранного карандаша? (8)
- Как разделить данный треугольник на два треугольника с одинаковой площадью. (провести медиану)
- На какую длину вытянется полоска, составленная из миллиметровых
квадратиков одного квадратного метра, приложенных друг к другу
вплотную? (1 км)
- Посмотрите на рисунок и ответьте, что больше: длина большой окружности или сума трех маленьких окружностей? (равны)
Категории 3-го тура:
- Головоломки
- Половина – треть его. Какое это число? (1,5)
- Начертите фигуру, не отрывая карандаша от бумаги не вычерчивая дважды одну и ту же линию:
- Сколько квадратов на этом рисунке? Не забудьте посчитать и самый большой квадрат. (13)
- Расшифруйте сложение: (6823 + 6823 = 13646)
- Запишите единицу тремя пятерками. ()
- Железная логика
- Три мальчика играли в шашки. Всего было сыграно три партии. По сколько партий сыграл каждый мальчик? (по две партии)
- Из лагеря вышли 5 туристов: Вася, Галя, Толя, Лена и Миша. Толя
идёт впереди Миши, Лена впереди Васи, но позади Миши, Галя впереди
Толи. В каком порядке идут ребята? (Галя, Толя, Миша, Лена и Вася)
- Толя слабее, чем Миша; Миша моложе, чем Вова; Вова ниже, чем
Толя; Толя старше, чем Вова; Вова сильнее, чем Миша; Миша выше, чем
Толя. Укажите самого сильного, самого высокого и самого старшего из
мальчиков. (1 – Вова, 2 – Миша, 3 – Толя)
- Кот в мешке: «В выданной открытке вырезать с помощью ножниц отверстие, в которое может пролезть взрослый человек»
- Какой сегодня день? Если бы завтрашний день был вчерашним, до
воскресенья осталось бы столько дней, сколько дней прошло от
воскресенья до вчерашнего дня. Какой же сегодня день? (среда)
- Игры со спичками
- Три спички лежат на столе. Как удалить среднюю спичку из
середины, не трогая её? (одну из крайних спичек кладут рядом с другой)
- Как из трёх спичек, не ломая их сделать четыре? (IV)
- Переложите две спички так, чтобы образовалось 5 равных квадратов.
- Постройте из шести спичек 4 треугольника одинаковой величины. (образовать тетраэдр)
- Здесь 14 разных квадратов из спичек. Надо убрать шесть спичек, чтобы осталось только три квадрата.
4. Команда выбирает себе вопрос конкретной стоимости из какой-либо категории.
Если она дает правильный ответ на этот вопрос, то получает соответствующее число баллов и право дальнейшего выбора вопроса.
Если же команда отвечает неправильно, то баллы она не зарабатывает, и ход переходит к другой команде.
5. Во втором и третьем турах вместо обычного вопроса может выпасть,
так называемый, «кот в мешке». В этом случае в игру вступают
присутствующие на игре болельщики, которым предлагается практическое
задание. В случае правильного ответа на такое задание баллы начисляются
той команде, болельщик которой дал ответ. Именно эта команда получает
право очередного хода.
6. Время на обдумывание вопроса зависит от его сложности и ограничено 2-мя минутами.
7. Побеждает команда, набравшая по итогам 3-х туров наибольшее количество баллов.
|