Цель игры: развитие интереса к
изучению математики; развитие
сообразительности, любознательности,
логического мышления, творческих способностей;
воспитание познавательных интересов,
взаимопонимания.
Оформление зала:
- плакаты,
- высказывания о математике,
- математические газеты
Оборудование:
- магнитофон, запись песни «Чему учат в школе»;
- столы, ручки, бумага, грамоты, конверты с
заданиями, таблички с названиями станций,
маршрутные листы.
В игре участвуют классы: два 5х класса, три 6х
класса, два 7х класса. В начале игры все команды
собираются в актовом зале, где звучит песня «Чему
учат в школе», классы строятся на линейке. Двое
ведущих открывают игру стихотворением.
1 ведущий:
Почему торжественно вокруг,
Слышите, как быстро смолкла речь?
Это о, царица всех наук,
Поведем сегодня с вами речь.
Не случайно ей такой почет,
Это ей дано давать советы:
Как хороший выполнить расчет
Для постройки здания, ракеты.
Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит.
2 ведущий:
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Ты нам, математика, даешь
Для победы трудностей закалку,
Учится с тобою молодежь,
Развивать и волю и смекалку.
И за то, что в творческом труде,
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов.
1 ведущий:
О, математика!
Начало всех начал!
Ты кладезь знаний сокровенных
И даже бог, что этот мир создал,
Был математик, несомненно.
2 ведущий:
Он мира рассчитал пути,
Гармонию земли и неба
И траекторию светил,
И скорость прорастания хлеба,
И скорость продвижения света.
1 ведущий:
В наших всех земных делах
Родная держится планета,
Не на метрических китах,
А математики в томах.
2 ведущий:
Чтоб водить корабли,
Чтобы в небо взлететь,
Надо многое знать,
Надо многое уметь.
И при этом, и при этом,
Вы заметьте-ка,
Очень важная наука
Математика!
1 ведущий:
Почему корабли не садятся на мель,
А по курсу идут сквозь туман и метель?
Потому что, потому что, вы заметьте-ка,
Капитанам помогает математика!
2 ведущий:
Чтоб врачом, моряком
Или летчиком стать,
Надо, прежде всего,
Математику знать,
И на свете нет профессии,
Вы заметьте-ка,
Где бы нам не пригодилась
Математика!
Учитель объясняет условия игры, каждому
классу выдает маршрутный лист, на котором
указаны семь станций. 1 станция "Пой, ласточка, пой"
Необходимо отгадать мелодию и сказать фразу, в
которой будет математический термин.
(Включаются фонограммы – небольшие отрывки
музыкальных произведений).
- «Учат в школе» («к 4 прибавить 2»)
- «Вместе весело шагать по просторам» («Раз –
дощечка, два – дощечка »)
- «Крокодил Гена» («и подарит 500 эскимо»)
- «В траве сидел кузнечик» («он ел одну лишь
травку»)
- «Дважды два четыре»
- «Пять минут»
- «Тридцать три коровы»
- «Жили у бабуси» («два веселых гуся»)
- «Три белых коня»
- «Миллион алых роз»
2 станция "Кто больше"
Учитель читает вопросы в течение 5 минут. На
сколько вопросов команда ответит правильно,
столько и получит баллов.
- Число десятков в тысяче (100)
- Сумма длин сторон многоугольника (периметр)
- В каком числе столько же цифр, сколько букв в его
написании (100)
- Дробь, меньшая единицы (правильная)
- Число, которое делится на все числа без остатка
(ноль)
- Цифры третьего разряда (сотни)
- Луч, делящий угол пополам (биссектриса)
- Непересекающиеся прямые на плоскости
(параллельные)
- Сколько вершин у куба (8)
- Бревно распилили на 8 частей. Сколько сделали
распилов (семь)
- Число из которого вычитают (уменьшаемое)
- Цифра, которая никогда не может быть первой в
записи натурального числа (ноль)
- Сколько килограммов в половине тонны (500)
- Число, на которое делят (делитель)
- В обыкновенной дроби число, записанное над
чертой (числитель)
- Сколько двузначных чисел, у которых первая
цифра 1 (10)
- Трое играли в шахматы. Всего было сыграно три
партии. Сколько партий сыграл каждый (2)
- Часть прямой, ограниченная двумя точками
(отрезок)
- Результат деления одного числа на другое
(частное)
- Какая цифра в переводе с латинского языка
означает «ничего» (ноль)
- Инструмент для измерения углов на плоскости
(транспортир)
- Тысячная доля килограмма (грамм)
И тд. 3 станция "Волшебные спички"
Задачи написаны на листочках.
Задача на 2 очка:
- Исправь ошибку: VI – IV = IX
Ответ: V + IV = IX или VI +IV = X
- На столе лежит три спички. Добавьте к ним еще
две, чтобы получилось восемь.
Ответ: III => VIII
- На столе лежит три спички. Сделайте из них
четыре.
Ответ: III => IV
Задачи на 4 очка:
- Лежит пять спичек. Прибавьте к ним еще пять
спичек так, чтобы получилось «три».
Ответ:
- Приложите к 4м спичкам 5 спичек так, чтобы
получилось «сто»
Ответ:
Задача на 5 очков:
- Фигура составлена из восьми спичек. Снимите 2
спички так, чтобы получилось три квадрата.
Ответ:
4 станция "Станция смекалистых"
На листочке записано задание:
Заметить закономерность в рядах чисел и
записать в каждую строчку по два следующих числа:
2, 3, 4, 5, 6, 7…
10, 9, 8, 7, 6, 5…
5, 10, 15, 20, 25…
9, 12, 15, 18, 21…
8, 8, 6, 6, 4, 4…
3, 7, 11, 15, 19, 23…
9, 1, 7, 1, 5, 1…
4, 5, 8, 9, 12, 13…
1, 2, 4, 8, 16, 32…
5 станция "Поэтическая"
Команды придумывают четверостишие на заданные
рифмы. Например:
остаток – недостаток,
частное – опасное,
свойство – устройство,
копейка – линейка
число – весло,
куб – дуб,
скобка – коробка,
закон – дракон.
6 станция "Танграм"
Всем командам дается по комплекту
разрезанного специальным образом квадрата.
Используя все фигуры, надо сложить заданный
рисунок в течение 3 или 5 минут (задание
засчитывается только при полном его выполнении,
время зависит от уровня класса). 7 станция "Логогрифы"
В логогрифах надо догадаться, о каком слове
говорится сначала, затем в расшифрованное слово
надо вставить добавочно одну или две буквы, и
получится новое слово.
Например:
Арифметический я знак,
В задачнике меня найдешь во многих строчках.
Лишь «О» ты вставишь, зная как,
И я географическая точка.
Ответ: Плюс – пОлюс.
Задачи для конкурса:
В планету поместите меру,
И ветер всколыхнет всю атмосферу –
Такой, которого сильнее не найти:
Он все сметает на пути.
Ответ: Уран – ураГАн
Я не люблю у школьника быть в дневнике,
Ему из-за меня вся не мила природа,
Но если внутрь меня поставить «Е»,
То – среди женского я рода.
Ответ: два – дЕва
Я – цифра меньше десяти,
Меня тебе легко найти,
Но если букве «Я» прикажешь рядом встать,
Я все – отец, и ты, и дедушка, и мать.
Ответ: семь – семьЯ.
Я – важная деталь судна,
И без меня оно по воле ветра мчится,
А если букву «Б» ты вставишь внутрь меня,
То я – простая денежная единица.
Ответ: руль – руБль.
После окончания игры все классы собираются в
актовом зале – сдают жюри свои маршрутные листы.
Пока жюри подводит итоги, ребята из театральной
студии показывают две сценки на математическую
тему.
По окончанию выступления театральной студии
жюри объявляет результаты, называет лучшие
классы – церемония награждения.
В заключение, звучит песня В. Шаинского «Чему
учат в школе».
|