Цели:
- развитие творческих способностей;
- воспитание познавательного интереса к
математике, к истории ее развития.
- активизация познавательной деятельности.
Оборудование и оформление:
1) Газеты.
2) Высказывания.
3) Сообщения и доклады студентов.
4) Портреты Евклида, Пифагора, Фалеса,
Лобачевского, Эйнштейна, Декарта, Гаусса,
Архимеда и др.
5) Презентации.
6) Фильм "История некоторых открытий”.
7) Компьютер с проектором.
План вечера:
- Вступительное слово учителя (1 мин).
- Доклады и сообщения студентов (4 мин).
- Встреча мудрецов (5 мин).
- Фильм "История некоторых открытий” (15 мин).
- Математический этюд (4 мин).
- Викторина (15 мин).
- Итоги викторины (1 мин.).
1. Вступительное слово учителя.
Николай Гумилев:
Что создадим мы впредь, на то власть Господня,
Но что мы создали, то с нами по сегодня.
Мы - это человечество, а созданное и то, что
будет создано - это открытия, изобретения, идеи и
мысли людей.
Мне бы хотелось, чтобы сегодня вы прикоснулись
к прошлому и ощутили значимость того, что веками
накапливалось в мудрости человечества, в
культуре человечества - что мы создали, то с
нами по сегодня.
Ведь мы сопричастны к прошлому и ответственны
за будущее.
Знания, открытые человечеством тысячелетия
назад, можно использовать для последующих
открытий и познаний, которые вас ожидают, - что
создадим мы впредь, на то власть Господня.
2. Доклады и сообщения студентов.
Ведущий 1
Изобретать самому – прекрасно,
Но то, что другими найдено,
Знать и ценить –
Меньше ли, чем создавать?
Ведущий 2
Поэтому давайте совершим небольшой экскурс в
историю математики, расскажем правдивые,
серьезные и шутливые истории про опыты начальные
и про умы пытливые, про важные события – великие
открытия.
Ведущий 1
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений - парадоксов друг!
Студент 1. Математикам без шуток "... жить
нельзя на свете, нет”.
Поэтому математики шутки ценят и любят.
"Шуточные примеры часто имеют больше значения,
чем полезные”, - считал немецкий математик
М.Штифель. Французский философ, писатель,
математик и физик Б.Паскаль советовал: "Предмет
математики настолько серьезен, что полезно не
упускать случая, чтобы делать его немного
занимательным”. "Хорошая математическая шутка
лучше дюжины посредственных работ”, - писал
английский математик Дж.Литлвуд.
Мы всегда помним, что за веселой шуткой кроется
и серьезное.
Студент 2. "Число есть сущность всех
вещей ”
В школе Пифагора процветала числовая мистика.
Пифагор учил: "Число есть сущность всех
вещей”. Даже на вопрос о том, что такое дружба?
– Пифагор ответил? "Это тоже, что и отношение
между числами 220 и 284”. Эти числа пифагорейцы
называли дружественными, так как у них
одинаковая сумма натуральных делителей (504).
В школе Пифагора действовали строгие законы, по
которым в течение 5 лет (как в университете
сейчас) ученик только внимательно слушал
учителя, молча, изучал науку и не раскрывал
секретов пифагорейской школы.
Самым крупным достижением в математике было
открытие иррациональных чисел. Древняя легенда
гласит, что в течение ста лет это открытие
хранилось в строгой тайне и что пифагореец
Гиппас, раскрывший ее непосвященным, был жестоко
наказан за это богами - утоплен в море.
Студент 3. "Как купец стал геометром”
Однажды незадачливый купец Гиппократ Хиосский
был ограблен пиратами. В поисках управы на них он
отправился в Афины и встретил там мудрецов,
которые с увлечением занимались решением
геометрических задач. Управы на грабителей
Гиппократу найти не удалось, и он утешился
решением геометрических задач, превзойдя
искусных мудрецов. Поиски решения квадратуры
круга привели его к квадратуре трех так
называемых гиппократовых луночек.
Студент 4. "...нуль равен нулю...”
Старейший профессор физико-математического
факультета Петербургского университета
Александр Николаевич Коркин (1837-1908), читая в 1908
году чуть ли ни в 50-й раз курс интегрирования
дифференциальных уравнений, оказался в ситуации,
в которую попадают зачастую новички.
При интегрировании по частям неудачным
разбиением подынтегральной функции он умудрился
получить первоначальную функцию.
Не показав своего смущения, Коркин,
по-вологодски ‘окая’, заявил слушателям: "Итак,
получилось, нуль равен нулю. Что не ново,
господа!”
И тут же зазвенел звонок. Коркин, как ни в чем не
бывало, поклонился и вышел из аудитории и тем
самым из пикантного положения.
Студент 5. В геометрии нет царского пути!
Однажды на вопрос царя Птолемея 1 Сотерна (305-283
г. до н.э.), - не существует ли более короткого
пути для изучения геометрии, чем штудирование
"Начал”, - Евклид ответил: "В геометрии нет
царского пути!”
В Египте того времен были две системы дорог:
одна для царя и его курьеров, другая для его
населения.
В другой раз один из его учеников, выучив первое
предложение "Начал”, спросил Евклида: "А что я
могу заработать, выучив все это?” Евклид
позвал своего раба и сказал: "Дай ему три обола,
так как бедняжка хочет заработать деньги своим
учением” (обол – мелкая серебряная монета в
Древней Греции). Из ответов Евклида видно, что
величайший геометр требовал должного уважения и
даже благоговения к математике.
3. Встреча мудрецов.
Ведущий 1
Был этот мир глубокой тьмой окутан.
Да будет свет! И вот явился Ньютон.
Ведущий 2
О мир, пойми! Певцом - во сне - открыты
Закон звезды и формула цветка.
(За столом сидят мудрецы древнего мира и
математики, одетые в стиле своего времени)
- Пифагор
- Евклид
- Фалес
- Декарт
- Гаусс
- Эйнштейн
Пифагор: (поднимает голову от
вычислений)
Число есть сущность всех вещей!
А для низкой жизни были числа,
Как домашний подъяремный скот,
Потому что все оттенки смысла
Умное число передает.
Евклид:
Красиво говоришь, Пифагор. Проведя пять лет в
молчании, внимая только твоим речам, ученики твои
становятся выносливыми и дружными.
Вот ты, Пифагор, говорил, что, просыпаясь утром,
надо спросить себя:
"Что ты должен сделать?”
А вечером, прежде чем заснуть, надо спросить
себя:
"Что ты сделал?”
Я бы ответил, что то, что должен был сделать, я
уже сделал. Это мои13 книг "Начала”, теория
Евклидовой геометрии. Только мне дано знать
какой это труд.
Да, в геометрии нет царского пути!
Фалес:
Если бы ты, Евклид, спросил меня: "Что труднее
всего?”, то я бы тебе ответил "Познать самого
себя!”
Спросите, что мудрее всего? Отвечу, что мудрее
всего - время, ибо оно раскрывает все;
Спросите, что быстрее всего? Быстрее всего-ум,
ибо он обегает все.
А для меня достаточно, если, рассказывая о моем
открытии, вы будете говорить, что оно мое, а не
ваше. Например, я утверждаю, что вода есть начало
всего: все из нее происходит и в нее превращается.
Декарт: Позвольте мне добавить, что
чем труднее доказательство, тем больше будет
удовольствия тому, кто доказательство найдет.
Гаусс: Уважаемый Рене Декарт, не
считайте ничего сделанным, если еще кое-что
осталось сделать!
Евклид:
Я знаю, что время не мчится назад.
И 33 века меж нами лежат.
Но я перешел через этот порог,
Поверь мне, Альберт, не прийти я не мог.
Я долго терпел, ведь я геометрии все же отец!
Пусть, кроме моей геометрии, есть другая -
за то Лобачевскому честь!
Наука на месте стоять не должна,
Лишь только была бы в почете она ...
Эйнштейн:
Я все объясню. Наука моя - только физики часть! В
ней линий, углов треугольников нет! Есть то, что
зависит от звезд и планет. И параллели твои
зависят от сил тяготения.
Декарт: Но почему и здесь физика
править должна?
Эйнштейн: Сейчас вы поймете, Рене!
Поглядите на стол.
Есть у стола ширина, высота.
Евклид: (усмехнулся) Согласен. Пусть
так, с древности знали такие тела.
Эйнштейн: Но нет, Евклид, ширины без
стола.
Гаусс: Так что же, теоремы Евклида
здесь неверны?
Эйнштейн: Нет, на Земле они также
верны. На Земле этот стол такой ширины останется
точно таким же столом, хоть боком его положи, хоть
вверх дном.
Гаусс: А что, во вселенной бывает не
так?
Эйнштейн: Бывает. Наш мир не прямой, а
из кривых.
Евклид: А кто же его искривляет?
Эйнштейн: Светило.
Все звезды и солнце, как будто магниты,
тянут планеты, кривят их орбиты.
Они заставляют планеты кружиться.
Евклид: А на Земле что творится?
Эйнштейн:
Здесь твой, Евклидов мир. Ведь доказывать
тщетно, что есть кривизна, раз она незаметна.
Чем ближе к светилу - сильней искривление. А там
этот стол . . .
Вот там бы менялась его ширина. Твоя геометрия
там неверна.
Евклид: А чья в том вина?
Эйнштейн:
Тяготенья вина.
Время - пространство. Оно искривляет и
геометрию мира меняет.
А если все звёзды учесть, то на практике мы
круг совершили бы, летя сквозь Галактики. Луч
звёздный близ солнца прошел с искривлением!
Евклид:
Ах, вот как! Теперь мне всё ясно, и что тяготение
над линией властно. Да, чудо-теория, Эйнштейн,
пожимаю вам руку.
Ведущий 1
В одном мгновеньи видеть вечность,
Огромный мир - в зерне песка,
В единой горсти - бесконечность
И небо - в чашечке песка.
4. "История некоторых открытий”
Ведущий 2
Уважаемые мудрецы, мы хотели бы показать вам
фильм собственного производства о том, какими
путями и через какие тернии шли ученые к своим
открытиям.
Ведущий 1
Надеемся, вам понравится наш труд. Хорошего вам
просмотра!
"История некоторых открытий”
Производство компании МФЭК представляет:
фильм группы №6 "Горе от ума”
1 серия
Евклид (III в. до н. э.)
Древнегреческий математик, автор первого
трактата по геометрии.
В ролях:
- Евклид
- Архелай
- Архилок
- Архимед
- Текст читает
Там, где с морем сливается Нил,
В древнем жарком краю пирамид
Математик греческий жил –
Много знающий, мудрый Евклид.
Геометрию он изучал.
Написал он великий труд,
Эту книгу "Начала” зовут.
Чтоб попасть к нему в ученики
И постигнуть мудрость старика
Морем плыли, шли издалека...
А вопросы были нелегки:
- Что есть точка? –
Вопрошал Евклид,
Взглядом обводя своих гостей.
- Точка – это то,
В чем нет частей, -
Архелай кудрявый говорит.
- Правильно ответил,
Молодец!
Улыбнулся ласково мудрец.
- Ну, а в чем же линии секрет?
- Есть длина, а ширины в ней нет!
- Снова в точку. Я б хотел узнать,
Для чего ученым хочешь стать?
Ведь дороги к знаньям непросты!
- Я богатым стать хочу, как ты!
Я слыхал, наука – это клад!
Я уверен: ты, Евклид, богат.
Две монеты достает мудрец,
Их берет растерянный юнец.
- Все, ступай! – ученый говорит.
- Ты теперь богаче, чем Евклид.
Теплый ветер вдруг подул сильней,
Пальмы закачал на берегу.
- Кто поделит круг на пять частей?
Архилок поднялся: Я смогу!
Осветило солнце светлый лик.
Циркуль сжав уверенно в руке,
Круг он ловко делит на песке.
Головой кивнул ему старик:
- Хорошо!
Потом спросил Евклид:
- А тебя к науке что манит? –
Юношу погладил по плечу.
- Знаменитым стать, как ты, хочу.
Слышу всюду: "Как умен Евклид!”
Значит, славу знание сулит!
Взял Евклид заточенный тростник,
Пишет на папирусе старик:
"Люди! Он умней, чем я, Евклид”.
- На! Иди! Теперь ты знаменит!
Ну а третий думает о чем?
Что-то вертит, чем-то увлечен.
- Что ты чертишь?
- Линии черчу. Теорему доказать хочу,
Но другим путем, не как Евклид,-
Юноша упрямо говорит.
Слезы на глазах у старика:
- Кто же ты?
И слышит он в ответ:
- Я из Сиракуз. Я Архимед.
2 серия
Архимед (около 287-212 гг. до н.э.).
Древнегреческий математик, военный инженер,
механик.
В ролях:
- Архимед
- Гиерон
- Ювелир
- Слуги
- Текст читает:
Жил в Сиракузах мудрец Архимед.
Был другом царя Гиерона.
Какой для царя самый важный предмет?
Вы все догадались: корона!
Захотелось Гиерону сделать новую корону.
Золото отмерил строго,
Взял не мало и не много, -
Сколько нужно, в самый раз,
Ювелиру дал заказ.
Через месяц Гиерону ювелир принес корону,
И царю узнать охота: честно ль сделана работа?
- Вот корона, Архимед, золотая или нет?
И задумался ученый:
Как узнать состав короны?
И однажды, в ванне моясь,
Погрузился он по пояс.
На пол вылилась вода: догадался он тогда,
И помчался к Гиерону, не обут и не одет...
- Эврика! Раскрыл секрет!
Пусть весы сюда несут и с собой большой сосуд.
На весы кладем корону и теперь, такой же ровно,
Ищем слиток золотой.
Мы теперь корону нашу опускаем в эту чашу.
Гиерон! Смотри сюда –
В чаше поднялась вода!
Ставлю черточку по краю,
И корону вынимаю.
В воду золото опустим.
В воду золото опустим...
Поднялась опять вода. Метку ставлю я.
- Куда?
- Ну, конечно же, по краю.
- Ничего не понимаю.
Лишь две черточки я вижу.
- Эта выше, эта - ниже.
- Но какой же вывод главный?
- Равный вес. Объем - неравный!
Понимаешь, Гиерон, я сейчас открыл закон.
И закон совсем простой:
Тело вытеснит...
- Постой!
Говоришь: объем неравный?
Мастер мой мошенник явный!
За фальшивую корону он ответит по закону!
А ты за разгадку получишь дары.
3 серия
Николай Иванович Лобачевский (1792-1856
гг.)
Русский ученый, один из создателей
неевклидовой геометрии.
- Текст читает: Алиева Патимат
Долго стояла геометрия Евклида,
Как египетское чудо-пирамида.
Строже выдумать строенья невозможно,
Лишь одна была в ней глыба ненадежна.
Аксиома называлась "Параллели”.
Разгадать ее загадку не сумели.
И подумал Лобачевский:
"Но ведь связана с природой аксиома!
Мы природу понимаем по-земному.
А во вселенной расстоянья неземные,
Могут действовать законы там иные!
Да, конечно, да!
Доказывать бесцельно!
Параллельные пройдут непараллельно!
Там, где звездный мир раскинулся без края,-
Аксиома параллелей там другая!
Параллельна геометрия Евклида.
Но есть еще одна –
Совсем другого вида”
Смотрел он долго в зимнее окно:
Горели звезды в небе над Казанью.
Вселенная была с ним заодно –
Открылся чистый купол мирозданья.
И звезды в вышине огнем горели,
Твердя: непараллельны параллели.
А математика отправили в отставку.
Забытый всеми, быстро угасал,
Ослеп, но труд упрямо диктовал,
Внося то добавление, то поправку.
О чем он думал в свой последний час?
Быть может, о пространствах беспредельных,
Где нет привычных людям параллельных,
Иль думал он о будущем, о нас?
И физика в дальнейшем подтвердила:
Теория его не миф, не сон.
Луч света не прямой. Вблизи светила
Он силой тяготенья искривлен.
4 серия
Альберт Эйншейн (1879-1955 гг.)
Немецкий ученый, создатель теории
относительности.
В ролях:
- Дама
- Господин
- Газетчик
- Прохожие
- Текст читает
Новая теория в газетах и журналах,
Хвалят все. Понимают мало.
- Нет, это поразительно!
Мир просто восхищен:
"Все в мире относительно!”
С каких это времен?
- Часы в бегущем поезде чуть замедляют ход!
Все весит меньше в холоде, в тепле наоборот.
- А если ты со скоростью помчишься световой,
Все постареют вскорости, а ты все молодой!
Газетчик.
Теория Эйнштейна! Новейшая самая.
Покупайте газету, господин с дамою!
- Ах, Эйнштейн. Это умопомрачительно!!!
- Не знаю, не знаю! Все относительно.
- Если мчаться быстрее света,
Вернешься в прошлое. Правда ли это?
- A что там, в прошлом?
- Мой дорогой!
Я опять бы стала молодой!
- А я бы еще сидел без наследства...
Куда бы от этой физики деться?
Газетчик.
От старой науки не осталось и следа.
Покупайте газету, эй господа!
Прохожий 1
Смотрите! Энергия связана с массой...
Ешьте больше булки и масла...
Если хотите быть энергичным.
Эта формула очень логична!
Прохожий 2
Он пишет, если лететь по прямой,
Вернешься прямо к себе домой.
Мне в это трудно поверить на деле.
Из дома попробуй уйти на неделю.
Новая теория в газетах и журналах,
Читают все. Понимают мало.
Ведущий 1
Знание – самое превосходное из владений.
Все стремятся к нему, само же оно не приходит.
5. Математический этюд
Ведущий 2
Конфуций говорил, что три пути ведут к знанию:
путь размышления – самый благородный,
путь подражания – самый легкий
и путь опыта – это самый горький...
Ведущий 1
Нам дано право выбора любого из этих путей. И
все пути открыты для нас!
Ведущий 2
Каждая решённая проблема, всякое знание в
математике порождает ряд новых задач. К примеру,
мы уже знаем понятие выпуклых и невыпуклых
многогранников.
Ведущий 1
А нечто удивительное об их объемах мы узнаем из
следующего математического этюда.
Студент 6. Презентация
"Удивительные объемы многогранников”
На опыте наших предков мы учимся
доказывать, но также мы будем учиться
догадываться и проявлять смекалку...
Как вы уже догадались, это вовсе не кресты. Это
два многогранника с одинаковой площадью
поверхности – выпуклый и невыпуклый.
У этих многогранников удивительные объемы.
Если из одинаковых наборов граней сложить
выпуклый и невыпуклый многогранники, объем
которого многогранника будет больше?
Ответ - "всегда у выпуклого” оказывается
неверным. Приведем контрпример.
Вот два различных вида треугольников. Будем
брать по два одинаковых треугольника и из восьми
треугольников-граней составим два многогранника
– один выпуклый, другой невыпуклый. Всего
граней-треугольников 8, поэтому многогранники
можно назвать октаэдрами.
У какого октаэдра объем больше? Можно сравнить
объем воды, набранной в многогранники как в
сосуды. Вот и получаем, что объем невыпуклого
приближенно больше в 1,163 раза.
Насколько большим может быть отношение объема
невыпуклого многогранника к объему выпуклого,
составленного из тех же граней?
Этот вопрос еще ждет своего решения.
Ведущий 2 (слайд с вопросительным знаком)
Что будет дальше - мы не знаем.
Нам не дано предугадать.
Ведущий 1
Как слово наше отзовётся,
Нам не дано предугадать...
Ведущий 2
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух...
Ведущий 1
Мы верим, что вы обязательно что-то новое
откроете для себя и для других.
Ведущий 2
Вдохновения и успехов вам в ваших открытиях!
6. Викторина
Ведущий 3
В следующей части нашего математического
вечера я приглашаю вас принять участие в
викторине между студентами 7 и 6 групп. По 5
человек из группы могут принять участие в
викторине. Садитесь за столы мудрецов.
Каждая команда поочередно выбирает номер
вопроса. Вопрос откроется на экране. время на
обдумывание не дается. Если команда ошибается,
право ответить и баллы передаются другой
команде. Победители награждаются призами. Есть
непонятное по правилам викторины?
В подсчете ваших баллов мне будут помогать
гости. Приступаем.
Темы викторины:
1. Тригонометрия
2. Дифференцирование
3. Многогранники
4. Тела вращения
Вопросы викторины.
- Раздел математики, изучающий свойства синуса,
тангенса ...
- Абсцисса точки единичной окружности.
- Отношение косинуса к синусу.
- Функция, обратная косинусу.
- Отношение абсциссы точки на окружности к её
ординате называется...
- Отношение ординаты точки на окружности к её
абсциссе называется...
- Направленный отрезок.
- В чем состоит физический смысл производной?
- Производная косинуса.
- Производная синуса.
- Производная какой функции равна 1/х?
- Производная степенной функции хn.
- Производная числа.
- Формула производной произведения.
- Производная какой функции равна 1?
- Действие, обратное дифференцированию.
- В чем состоит геометрический смысл интеграла?
- Какая пирамида называется правильной?
- Что называется многогранником?
- Сколько существует правильных выпуклых
многогранников?
- Какой многогранник изображен на картине
Сальвадора Дали "Тайная вечеря”?
- Символами каких стихий являются тетраэдр,
гексаэдр, октаэдр, додекаэдр и икосаэдр?
- Ученый, изучивший свойства правильных
многогранников.
- Высота боковой грани правильной пирамиды.
- Правильный четырехгранник.
- Какой многогранник не имеет диагоналей?
- Многогранник, составленный из n-угольника и n
треугольников.
- Как находится площадь основания цилиндра?
- Объем конуса.
- Могут ли иметь равные объемы цилиндр и конус с
одинаковыми радиусами и высотами?
- Объем цилиндра.
- Фигура, полученная при вращении прямоугольника
вокруг своей стороны.
- Осевое сечение конуса.
- Сечение шара.
- Какая фигура получится в осевом сечении
цилиндра?
- Как называется поверхность шара?
№21, 31 - вопросы "ВА-БАНК”
Поздравляю. Вам выпал вопрос категории
"Ва-банк”. Таких вопросов всего два. Вы можете
пойти ва-банк, если хотите обыграть другую
команду наверняка. Учтите, что при этом ваши
результаты обнулятся. Если ваш ответ будет
верным, вы выигрываете, не продолжая игру. Если
ответ неверный, то вы продолжаете игру с нулевым
результатом. Надо только выбрать число от одного
до пяти – это номер задачи, решение которой
необходимо объяснить. Выбор за вами. Решайте.
Если не идете ва-банк, то отвечаете на выпавший
вопрос.
Задачи-рассуждалки.
- За покупку заплатили 19 руб. у вас только
трехрублевые купюры, а у кассира пятирублевые.
Как расплатиться?
- Имеется 8 кг фасоли и чашечные весы без гирь. Как
отвесить с их помощью 3 кг фасоли?
- За книгу заплатили 60 руб. и ещё 1/3 её стоимости.
Сколько стоит книга?
- Какой знак нужно поставить между 4 и 5, чтобы
получилось число меньше 5, но больше 4?
- Кирпич весит 1 кг и ещё полкирпича. Сколько весит
кирпич?
Итоги викторины
Пока подводятся итоги викторины, предлагаю
послушать притчу о мудром решении одного вопроса
древними мудрецами.
Притча "Восемнадцатый верблюд”
У одного состоятельного господина было три
сына. Перед смертью он пригласил их к себе и
сказал, что в наследство оставляет им 17
верблюдов. Старшему сыну он оставляет половину,
среднему – треть, младшему – одну девятую часть
наследства.
Спустя некоторое время старик умер. Сыновья
начали делить верблюдов.
Но... О, ужас! Количество не делится ни на два, ни
на три, ни на девять. А часть верблюда гораздо
менее ценна, чем верблюд. Поэтому они позвали
мудреца, который помог бы решить эту задачу.
Мудрец сказал: "Сложный вопрос. Ну да ладно... Я
одолжу вам одного верблюда, их станет
восемнадцать. Тогда старший сын получит
половину, то есть 9 верблюдов. Средний - треть, то
есть 6 верблюдов. А младший – девятую часть, то
есть 2 верблюда. И останется один верблюд,
которого я забираю”.
И мудрец ушел.
Я желаю вам всегда находить компромиссное,
мудрое решение любой проблемы.
Спасибо всем за участие и внимание!
|