Почему торжественно вокруг? Слышите, как быстро смолкли речи? Это о царице всех наук Начинаем мы сегодня вечер! Не случайно ей такой почет! Это ей дано давать ответы, Как хороший выполнить расчет Для постройки здания, ракеты. Есть о математике молва, Что она в порядок ум приводит, Потому хорошие слова Часто говорят о ней в народе. Ты нам, математика, даешь Для победы трудностей закалку, Учится с тобою молодежь Развивать и волю, и смекалку. И за то, что в творческом труде Выручаешь в трудные моменты, Мы сегодня искренне тебе Посылаем гром аплодисментов!
2.Человечество говорит более чем на 2 тыс. языках. Каждая народность имеет свой язык, свою культуру.
Но есть язык, который понятен каждому грамотному человеку, это язык
математики. Математика – одна из древнейших наук. Ее зарождение
начинается с появлением человеческого общества. Для чего нужна была
людям математика? За долгую историю своего существования математика
знала периоды расцвета и длительного застоя. Трудно назвать такую отрасль человеческой деятельности, где не приходилось бы применять математику.
Несколько десятилетий назад в одной стране организовали любопытный
конкурс. Было предложено сочинение на тему: «Как бы жил человек без
математики.» Победителю была обещана большая премия, но эта
награда так и осталась невыданной. Многие из людей щедро награждены
фантазией. Однако даже самая большая фантазия оказалась бессильной
представить жизнь человека без математики. Слово «Матема» первоначально означало «знание», «наука», но потом приобрело более узкий смысл. 3.О математике есть много хороших высказываний. «Математика есть прообраз красоты мира» (И.Кеплер) «Математик должен быть поэтом в душе» (С.В.Ковалевская) «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит» (М.В.Ломоносов) «Математика- царица наук, арифметика – царица математики» (К.Гаусс) 4а).Давайте, ребята, учится считать, Делить, умножать, прибавлять, вычитать, Запомните все, что без точного счета Не сдвинется с места любая работа. Без счета не будет на улице света. Без счета не сможет подняться ракета. Без счета письмо не найдет адресата И в прятки сыграть не сумеют ребята.
Летит выше звезд математика наша Уходит в моря, строит здания, пашет, Сажает деревья, турбины кует, До самого неба рукой достает.
Считайте, ребята, точнее считайте, Хорошее дело смелей прибавляйте, Плохие дела поскорей вычитайте, Учебник научит вас точному счету, Скорей за работу, скорей за работу! (Ю.Яковлев)
б)
Ребята, какие знаки мы используем для записи чисел? Сколько таких
знаков и как они называются? Почему наша система счисления называется
десятичной? Послушаем стихи о цифрах и числах. в) Цифра вроде буквы О – Это ноль иль ничего. Круглый ноль такой хорошенький, Но не значит ничегошеньки! (С.Маршак)
г)Вот это ноль- иль ничего. Послушай сказку про него.
Сказал веселый круглый ноль Соседке – единице: «С тобою рядышком позволь Стоять мне на странице!»
Она окинула его Сердитым, гордым взглядом: «Ты, ноль, не стоишь ничего. Не стой со мною рядом!»
Ответил ноль: «Я признаю, Что ничего не стою, Но можешь стать ты десятью, Коль буду я с тобою.
Так одинока ты сейчас, Мала и худощава, Но будешь больше в десять раз, Когда я стану справа.
Напрасно думают, что ноль Играет маленькую роль. Мы двойку в двадцать превратим. Из троек и четверок Мы можем, если захотим, Составить тридцать, сорок.
Пусть говорят, что мы ничто,- С двумя нулями вместе Из единицы выйдет сто, Из двойки – целых двести! (С.Маршак)
д)Вот лентяйка единица! Не хочу с тобой водиться. Не люблю и цифру два, Цифру три терплю едва. Ай да умница четыре! Но уж всех прекрасней в мире, Всех прекрасней цифра пять. Вот всегда бы пять опять! (С.Погореловский)
е)Я Володины отметки узнаю без дневника. Если брат приходит с тройкой- Раздается три звонка. Если вдруг у нас в квартире Начинается трезвон- Значит, пять или четыре Получил сегодня он. Если он приходит с двойкой- Слышу я издалека: Раздается два коротких Нерешительных звонка.
Ну, а если единица- Он тихонько в дверь стучится. (А.Барто)
ж)Подумайте, ребята, что необыкновенного в этой девочке?
Ей было тысяча сто лет, Она в сто первый класс ходила, В портфеле по сто книг носила- Все это правда, а не бред. Когда, пыля десятком ног, Она шагала по дороге, За ней всегда бежал щенок С одним хвостом, зато стоногий. Она ловила каждый звук Своими десятью ушами, И десять загорелых рук Портфель и поводок держали. И десять темно-синих глаз Рассматривали мир привычно… Но станет все совсем обычным, Когда поймете наш рассказ. (А.Стариков)
Странно,
не правда ли? Но кроме десятичной системы счисления существуют и другие
системы, например, двоичная, как в этой истории, шестеричная,
двенадцатиричная и др. Двоичная система используется в вычислительных
машинах.
з)Кроме чисел в стране «Математика» живут и геометрические фигуры. Назовите фигуры, которые вы знаете. Треугольник и квадрат. Жили-были два брата: треугольник с квадратом. Старший – квадратный, добродушный, приятный. Младший- треугольный, вечно недовольный. Стал расспрашивать Квадрат: «Почему ты злишься, брат?» Тот кричит ему: «Смотри: ты полней меня и шире. У меня углов лишь три, у тебя же их четыре». Но квадрат ответил:»Брат! Я же старше, я –квадрат». И сказал еще нежней: «Неизвестно, кто нужней!» Но настала ночь, и к брату, натыкаясь на столы, Младший лезет воровато срезать старшему углы. Уходя, сказал: «Приятных я тебе желаю снов! Спать ложился-был квадратным, А проснешься без углов!» Но наутро младший брат Страшной мести был не рад. Поглядел он- нет квадрата. Онемел… Стоял без слов… Вот так месть! Теперь у брата Восемь новеньких углов! (Е.Паин)
5.а).Нам из Гомеля тетя ящик яблок прислала. В этом ящике яблок было в общем немало. Начал яблоки эти спозаранок считать я, Помогали мне сестры, помогали мне братья… И пока мы считали, мы ужасно устали, Мы устали, присели и по яблоку съели. И осталось их сколько? А осталось их столько, Что, пока мы считали, восемь раз отдыхали, Восемь раз мы сидели и по яблоку ели. И осталось их сколько? Ох, осталось их столько, Что, когда в этот ящик мы опять поглядели, Там, на дне его чистом, только стружки белели… Но прошу рассчитать я всех ребят и девчонок, Сколько было нас, братьев? Сколько было сестренок? Поделили мы яблоки все без остатка. А всего то их было пятьдесят без десятка. (Л.Пантелеев) б) «Загадочный пример». Все домой! Звонок раздался! На доске пример остался. Залетели в класс синицы И склевали единицы. Залетели сойки И склевали двойки. Залетели воробьи, И не стало цифры три. Сообщить прошу вас, дети, Где стояли цифры эти? *4 * * *7 4 5 6* 9 8 9 4 6 6 Поставьте цифры так, чтобы получилась эта сумма. (Ответ: 1423, 1745, 6298 ) 6.Математическая эстафета. (Поставить знаки и скобки, чтобы получилось верное равенство). 72 18 2 = 27 7 5 25 = 60 72 2 26= 10 99 19 20 =100 17 23 5 =8 40 2 18 =38 6 4 20 =4 100 20 4 =20 11 11 21 =100 7. Конкурс «Математические термины». а)На доске вертикально написано слово «математика». К каждой букве допишите математический термин. (Минус Арифметика Теорема Единица и т.д.) б) Кроссворд. Впишите недостающие буквы, чтобы получился математический термин. П - - С М - - Р С - - - А М - - - С К - - - - - Т 8.Подведение итогов.
|