В категории материалов: 70 Показано материалов: 31-60 |
Страницы: « 1 2 3 » |
Сортировать по:
Дате ·
Названию ·
Рейтингу ·
Комментариям ·
Загрузкам ·
Просмотрам
Вот
еще один увлекательный фокус, имеющий своим источником только что
описанный фокус; он выглядит так: четыре спички располагаются на столе в
ряд, три из них обращены головками в одну сторону, а четвертая, чтобы
выделить ее среди остальных, — в противоположную. |
В
предыдущих главах мы рассматривали только такие фокусы, метод показа
которых носит математический характер. Мы не занимались фокусами, в
которых только конечный результат может быть объяснен при помощи
математики. |
Хорошо всем известный «лист
Мёбиуса», названный по имени Августа Фердинанда Мёбиуса, немецкого
астронома и пионера-тополога, впервые описавшего эту поверхность,
используется на протяжении последних 75 лет для многих фокусов |
Можно отыскать свыше десятка современных фокусов топологического характера с носовыми платками. |
Два платка, желательно контрастных цветов, крепко скручивают и берут в левую руку так, как изображено на рис. 18. |
Вот еще одна
довольно известная головоломка топологического характера: как завязать
на платке узел, не выпуская из рук его концов. Это можно сделать так.
Скрутите платок жгутом и положите его на стол. |
Показывающий
раскладывает на столе шнур замысловатым образом, а зритель пытается
поставить внутрь одной из образовавшихся петель свой палец так, чтобы он
оказался захваченным, когда фокусник начнет стягивать шнур со стола. |
Существует еще одна
категория топологических головоломок со шнурами: все они начинаются со
связывания кистей рук одним куском шнура (рис. 29). |
Ему надевают на руку петлю, а затем просят заложить большой палец в нижний карман жилета, как показано на рис. 36. |
Зритель,
носящий жилет, снимает пиджак и, соединив пальцы, вытягивает руки
вперед. Можно ли вывернуть жилет наизнанку, не разнимая зрителю пальцев?
Оказывается, можно. |
Оказывается, что жилет можно
снять, не снимая пиджака. Проще всего это сделать так. Расстегнув
сначала жилет, заложите левую полу пиджака зрителя на левое рукавное
отверстие жилета с внешней стороны. |
Заведите вторую половину кольца за средний палец (рис. 38) и зацепите снова за указательный, как показано на рис. 39. |
Для показа другого фокуса нужно широкое резиновое кольцо, которое вначале держится, как показано на рис. 41. |
Среди
фокусов, требующих специального снаряжения, очень немногие имеют
математический характер. Мы выберем из них несколько наиболее интересных
и таких, для которых читатель сможет собственноручно изготовить
приспособления. |
В несколько более
сложном варианте только что рассмотренного фокуса для получения ключевых
чисел применяется специальное перфорирование карточки. |
Вот фокус, в котором прикосновения к предметам сопровождаются побуквенным произношением чисел. |
Существует много и других
фокусов, в которых применяется принцип побуквенного произношения слов.
Такова, например, «карта цветов». Лицевая ее сторона представлена на
рис. 46. |
Фокус-картинка, похожая на только что описанную «карту цветов», изображена на рис. 47. |
Вот один
интересный вариант фокуса с домино, объясненного во второй главе. Десять
костей для игры в домино кладутся в узкий пластмассовый ящичек,
открывающийся сверху (рис. 48). |
Для демонстрации нужно иметь 6
фишек, на обеих сторонах которых имеются числа. На верхней части рис.
49 показана одна сторона фишек, на нижней части — соответствующая им
обратная сторона. |
Все многочисленные
парадоксы, которые мы здесь собираемся рассматривать, основаны на одном и
том же принципе, который мы назовем «принципом скрытого
перераспределения». Вот один очень старый и совсем элементарный
парадокс, который сразу объясняет суть этого принципа. |
Перейдем к описанию
способов, при помощи которых парадокс с линиями можно сделать более
интересным и занимательным. Этого можно, например, достигнуть, заменив
исчезновение и появление линий таким же исчезновением и появлением
плоских фигур. |
В этой головоломке парадоксу с линиями придана круговая форма и прямолинейные отрезки заменены фигурами 13 воинов (рис. 54). |
Парадокс вертикальных линий
можно, очевидно, показывать и на более сложных объектах, например
человеческих лицах, фигурах животных и т. д. На рис. 56 показан один
вариант. |
В близкой связи с
парадоксами, рассмотренными в предыдущей главе, находится другой класс
парадоксов, в котором «принципом скрытого перераспределения» объясняется
таинственное исчезновение или появление площадей. |
Вот еще один парадокс с площадью. Меняя положение частей А и С,
как показано на рис. 58, можно превратить прямоугольник площадью в 30
квадратных единиц в два меньших прямоугольника с общей площадью в 32
квадратные единицы, получая, таким образом, «выигрыш» в две квадратные
единицы. |
В одном изящном варианте
исходные прямоугольники размером 3x8 и 5x8 единиц, будучи приставлены
друг к другу, образуют обычную шахматную доску в 8X8 клеток. |
Оказывается, что длины сторон
четырех частей, составляющих фигуры (рис. 59 и 60), являются членами
ряда Фибоначчи, т. е. ряда чисел, начинающегося с двух единиц: 1, 1,
каждое из которых, начиная с третьего, есть сумма двух предшествующих.
Наш ряд имеет вид 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34… |
При суммировании площадей частей перестановка треугольников В и С в верхней части рис. 63 приводит к кажущейся потере одной квадратной единицы. |
Вернемся к первому
примеру парадокса (см. рис. 64). Заметим, что большой треугольник А не
меняет своего положения, в то время как остальные части перемещаются. |
|